не преувеличивает своих сил, но он полагает, что на нем лежит долг ставить, разрабатывать и культивировать подобные вопросы, стремиться установить в этом отношении связи с театрами, с художниками, с музейными деятелями, которые в нужный момент скажут свое авторитетное слово и не откажут музею в помощи практически осуществить работу.
Необходимым условием успеха работы Музея и его развития, Музей считает теснейшую связь с театрами, историками театра и его друзьями. С этой целью и в непосредственных интересах работы самого Музея, Музей с осени прошлого года организовал открытые заседания, на которых читаются и обсуждаются доклады по вопросам театра, где были сообщены любопытные театральные воспоминания, читались новые пьесы и имели место артистические выступления.
Излишне говорить о том, что театральные музеи необходимы для научной работы над историей театра, что такие музеи необходимы для выработки в широких кругах сознательного отношение к театру, его работе, его достижениям и необходим для самого театра, настоящего театра с живым стремлением к развитию, ибо в театральных музеях, в подборе памятников мирового театрального творчества, театр найдет материал и для проверки своих работ и для новых вдохновений.
П. Шеффер.
А. И. Сумбатов-Южин.
Сорокалетие его пребывания на сцене Малого театра.
Александр Иванович Сумбатов-Южин, сорокалетие артистической деятельности которого на сцене Малого театра торжественно справлялось 18-го сентября в Москве, происходит по отцу из княжеского грузинского рода Зембатов. Окончив курс в Петербургском университете в 1881 году, Южин поступил на сцену Пушкинского театра, а через год, пользуясь советами Самарина, перешел в «Дом Щепкина», выступив в роли Чацкого. С тех пор, в течение сорока лет, он переиграл многие сотни ролей, и став во главе театра, последние годы занимает должность управляющего труппой. Из его созданий надо подчеркнуть целый ряд типов и образов всемирной литературы. Он выступал в «Гамлете», «Отелло», «Макбете», «Цимбелине», «Ричарде III», «Кориолане», «Эдипе», «Рюи Блазе», «Орлеанской деве», «Звезде Севильи», «Марии Стюарт» и пр. Ему не чужда и область комедии. Наравне с сильной трагедией он выступал в «Усмирении строптивой», «Свадьбе Фигаро», «Горе от ума» и т. д. Обладая превосходно поставленным голосом и мощными силами, он выдерживал под ряд целые циклы спектаклей с такими, требующими огромного напряжения ролями, как «Дмитрий Самозванец» Островского. Фамусов — одно из последних его созданий, и надо правду сказать, по силе, рисунку и исторической перспективе этого образа он стоит выше своего учителя Самарина, некогда славившегося этой ролью.
В массе адресов, полученных юбиляром в день его праздника, особенно подчеркивается его культурное значение в истории нашего театра. Мало не только русских, но и европейских актеров, которые бы несли репертуар в таком обширном диапазоне, как Южин. Охватывая огромное число ролей в трагедиях и комедиях Запада, давая образы классической английской, немецкой, испанской и французской драматургии, он в то же время выступал в отечественной комедии. Играя много лет под ряд Чацкого, потом он перешел на Репетилова и, наконец, в конце своей сорокалетней деятельности — на Фамусова. Целые ряды поколений он научил любить и ценить великих писателей всемирной литературы. Сам драматический писатель, он дал для сцены ряд жизненных комедий, стараясь в них улавливать те черты, которые составляют сущность нашего времени.