М. И. Глинка (1804−1851).
А. С. Пушкин (1799−1837).
Гениальнейшее из созданий русского оперного искусства, до настоящего времени оставаясь мало изученным и исследованным, не перестает, естественно, порождать ряд новых толкований. Блестящим толкованием этого произведения является статья Игоря Глебова — «Славянская литургия Эросу» (см. «Симфонические этюды», изд. Гос. Филарм.). По мысли названного автора, Глинкой этот сюжет избран вовсе не ради «богатырщины» и эпики, а для воплощения в музыке более глубоких, чисто философских воззрений, рожденных древне-языческим культом брака, как борьбы двух начал — устрояющего и утверждающего жизнь (мужское начало) с косностью неведения (женское начало). Между двумя крайними точками процесса: влечением к жертве и овладением ею поэтическое воображение ставит ряд искушений и подвигов, т. е. преодоление косности.
Первое искушение Руслана: преодоление опасности слишком длительной борьбы. Финн в балладе символически раскрывает Руслану к чему ведет слишком долгое сокрытие красоты.
Следующая сцена — Фарлафа, имеет значение как бы комической интермедии, противопоставляя сластолюбивой старости полного сил любовника.
Сцена с Головой — следующий подвиг Руслана: преодоление соблазнов мысли и недейственного созерцания.
Третий искус и третье преодоление инертности и лени духа — борьба со сладострастными видениями, возникающими, как итог бездейственного созерцания красоты — остановка ради сладостных мгновений (у Наины). Появление Финна — пробуждение сознания, что одно созерцание красоты не может быть целью для героя.
Вслед затем действие переносится на Людмилу — перед ней, как перед девушкой встает искушение роскошью, богатством и негой. Людмила опьянела, но воля ее не извращена.
Четвертый искус Руслана — преодолеть косность материи, не излучающей любовного притягивающего тока.
Творческая воля и страстное влечение мужа оживляют Людмилу, как лучи Солнца пронзают землю.
В основе музыки финала оперы звучит всепобеждающий гимн Солнцу и Радости.
В воскресенье 24, в Среду 27, Сентября и в Воскресенье 1 Октября
СОЛЬВЕЙГ
Балет-сказка в трех действиях. Сюжет по либретто А. Шайкевича, П. Потемкина и Б. Романова.
Танцы, сцены и группы соч. и пост. П. Н. Петрова. Музыка из сочинений Эдварда Грига, инструментована Б. В. Асафьевым. Декорации по эскизам художника А. Я. Головина, работы художн. М. Зандина.
Костюмы и бутафория по рисункам художника А. Я. Головина.
1. |
Сольвейг, лесная дева…………………. |
……………………… |
Э. И. ВИЛЛЬ. |
2. |
Ганс Арнруда, молодой скандинав…… |
……………………… |
М. А. ДУДКО |
3. |
Озе, ледяная дева, повелительница гор. |
……………………… |
О. М. ЯКОВЛЕВА |
4. |
Лунные, лесные, ледяные девы, тролли, кобольты, лесные чудища, норвежцы, рыбаки, охотники и народ |
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ.
1) Песнь Сольвейг — Э. И. Вилль.
2) Шествие гномов и лесных чудовищ артисты Госуд. Академ. Балета и воспитанники Гос. Ак. Театр. Бал. Училища.
3) Ноктюрн… Э. И. Вилль. Лунные девы: Трояновская, Кожухова, Гейденрейх, Шиманская, Иванова 2-я, Данилова. Снежные юноши: Петров, Ивановский, Ефимов, Баланчивадзе, Михайлов, Прокофьев, Вайонен, Морозов.
4) Танец Сольвейг — Э. И. Билль.
5) Ледяные девы: Кандина, Рива, Кусова, Павлова, Ольхина, Меркулова, Баранович 2-ая, Басанина, Петрова.
Льдинки: Воспитанницы Гос. Акад. Театр. Училища.
6) Кобольды: Воспитанники Гос. Ак. Театр. Училища.
7) Лесные девы: Декомб, Свекис, Большакова 2-ая, Платонова, Франгопуло и Коукаль.
8) Птица — Г. И. Большакова 1-ая.
9) Танец лунных дев и снежных юношей: Трояновская, Кожухова, Гейденрейх, Шиманская, Иванова 2-ая, Данилова.
10) Тролли, гномы, кобольды, лесные и лунные девы и чудища — артисты и артистки Гос. Ак. Балета, воспитанники, воспитанницы Гос. Ак. Театр. Училища.