Иоанна Грозного («Василиса Мелентьева»), особенно — Несчастливцева («Лес») и мн. других[1]. Благоговея перед Островским, — этим, по его выражению, «гигантом по таланту, а по сердцу — ребенком, — он, желая принести дань своего уважения к памяти любимого писателя, последние годы жизни своей посвятил на тщательную работу по редактированию 10-томного «Полного собрания сочинений» А. Н. Островского» (изд. тов. «Просвещение», С.-Пб. 1900–1905), снабдив его ценными данными для истории его произведений и для его жизнеописания; ранее он напечатал — в «Ежегоднике имп. театров», сезон 1901–1902 г. (прилож. 4-е) — статью: «К материалам для биографии А. Н. Островского» (перепечатано в X томе вышеназванного «Полного собрания сочинений»), а еще за много лет раньше — наделавшую большого шума статью о «Грозе» Островского (в московской газете «Оберточный Листок» 1860 г., № 19–20; см. Соч. Островского, т. X, стр. 603 и в брошюре М. В. Карнеева: «Мод. Ив. Писарев. Биографич. очерк», С.-Пб. 1893, стр. 1–24, прилож.). По словам современников, М. И. Писарев с молодых лет входил в тесный кружок ближайших друзей и почитателей Островского, принадлежа к числу представителей младшего поколения группировавшихся около него актеров. На сцене Писарев выступил в 1867 г. — в пьесе именно Островского («На бойком месте»), личное же знакомство его с драматургом относится ко времени еще более раннему — к той эпохе, когда, в начале 1860-х годов, по инициативе любителя сценического искусства Н. Л. Шаповалова, в Москве образовался любительский, так называемый «Красноворотский» театр, дававший спетакли в квартире Н. И. Давыдова. М. В. Карнеев, со слов самого М. И. Писарева, рассказывает, что в первый же спектакль на сцене «Красноворотского» театра была поставлена пьеса Островского «Свои люди — сочтемся», причем роли были розданы следующим образом: Большова играл Давыдов, Подхалюзина — сам автор, Ризположенского — Дубровский…., Липочку — Гилярова, Тишку — Писарев. Это был первый дебют Модеста Ивановича на сцене, доставивший ему высокую честь похвалы С. В. Васильева. Спектакль этот посетили почти все звезды тогдашней московской сцены: П. М. Садовский, С. В. Васильев, Е. Н. Васильева, Л. П. Никулина-Косицкая, К. Н. Полтавцев, В. И. Живокини, С. П. Акимова. Успех был полный, спектакли пошли чаще и чаще, дело принимало вполне серьезный, деловой характер. Вслед за «Своими людьми» шел «Праздничный сон до обеда», «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись», «Утро молодого человека», «Доходное место» и многие другие пьесы»[2].
С. В. Максимов в ценных воспоминаниях своих об Островском, рассказывая о кружке лиц, составлявших постоянное общество драматурга в 1850–1860-х годах, пишет: «Среди счастливцев, окружавших Остров-