работать нет сил, а сделать кой-как я не решусь ни за что на свете. В таком случае надо будет отложить бенефис; если Вы будете согласны, я Вам это выхлопочу.
Не обращайте внимания на преследования, плюньте на них; серьёзного вреда сделать Вам не могут; я Вам за это ручаюсь. А если бы Потехин[1] уж очень забылся, то обратитесь к Николаю Степановичу Петрову[2] и объясните ему все дело; в нем найдете себе защиту наверное. О состоянии здоровья и об успешности работы я Вас буду извещать. Марья Васильевна Вам кланяется.
Душевно преданный Вам
А. Островский.
10.
17 ноября 1884 г. [Москва].
Многоуважаемая
Пелагея Антипьевна,
Пьеса, которую я пишу, вещь очень серьёзная, и роль для Вас превосходная[3]. Торопиться я не могу; во-первых, я привык к тщательной работе, а, во-вторых, я очень нездоров, и мне строго запрещено всякое умственное усилие, иначе я разобью свои нервы до помешательства. Если Вы желаете, чтобы моя пьеса шла у Вас, то вам необходимо просить, чтобы бенефис отложили до января. Так как задержка вышла по моей вине, то я хлопоты беру на себя; Вы только заявите об этом Потехину [4] и ответ его передайте немедленно мне.
Душевно преданный Вам
А. Островский.
[1] См. в предыдущем письме.
[2] Алексей Антипович Потехин (р. 1 июля 1829, ум. 16 октября 1908), земляк и приятель Островского, известный драматург, впоследствии (с 1900 г.) почетный академик; в 1880-х гг., он был Заведующим репертуарною частью императорских театров в Петербурге и Москве. Недавно умерший драматург П. М. Невежин в воспоминаниях своих пишет, что Островский много способствовал этому назначению Потехина, но затем раскаивался в том, что вышло: «Ну и удрал же я штукy!»,—восклицал Островский: «Нашел за кого просить. Как посмотришь, что он делает, так и стыдно станет. Алексей Антипыч повытаскал все свои забытыя пьесы и ну их ставить. Это называется своя рука владыка. Так этим он принижает в глазах публики литературную корпорацию. Я намекнул ему на это обстоятельство, так он словно и не слышит. Но еще хуже он ведет себя, как начальник. Говорят, в труппе идут страшные неприятности. Потехин долго не удержится и не кончить ему добром». В известной мере это предсказание сбылось («Ежег. имп. театров» сез. 1910, вып. VI, с. 17). См. ниже письма А. А. Потехина к М. И. Писареву.
[3] Тайный советник Н. С. Петров в 1884 г. был главным контролером Контроля Министерства Императорского Двора (р. 1838, ум. 7 октября 1913), впоследствии статс-секретарь, член Государственного совета, действ. тайн. советник.
[4] Т. е. роль Ксении Васильевны Кочуевой.