обязательства к театру Малькиеля[1] . Я был бы очень рад и счастлив увидеть Вас здесь.
Что дал спектакль в пользу пушкинского капитала? [2].
Сегодня здесь, в клубе прикащиков, идет «Ревизор»; сбор весь жертвуется на памятник Гоголю [3]. Недурно было бы и у Вас устроить подобный спектакль. В среду, в зале Кононова, Авершев [4] ставит Просвещенное время Писемского с Никулиною. Петербург, как видите, живет и действует. На казенной сцене я еще не был и что там делается, — не знаю.
Между нами: сегодня начал хлопоты о пропуске «Отрезанного ломтя» и «Вакантного места» [5]; был у Абазы, был принят крайне любезно, получил хорошие обещания, что затем последует — увидим и порадуемся, или посмеемся… над самими собой. Не поленитесь, напишите ко мне, что делается в Вашем театре. Поклонитесь от меня всем артистам и артисткам, Василию Николаевичу [6] в особину. О надеждах на пропуск пьес моих не говорите пока, дабы не посрамиться прежде времени. От всей души обнимаю Вас и прошу любить так же, как я Вас полюбил.
Весь Ваш
Алексей Потехин.
25 октября 80 г.
Сбоку приписка: Тихомирову вчера послал письмо относительно рисунков к изданию. Получил ли он его?
2.
1 ноября 1880 г. [Петербург].
Многоуважаемый, дорогой Модест Иванович, пользуюсь случаем и посылаю к Вам с юным (наконец свободным) актером 50 экземпл. брошюры Базарова [7] с просьбою, лично от меня, не найдете ли воз-
[19] Это былы антреприза А. А. Бренко, снявшей дом Малькиеля на Тверской, близ памятника Пушкина, и открывшей в нем, осенью 1880 г., первый частный в Москве театр — так называемый «Пушкинский». Писарев и Стрепетова много способствовали большому успеху этого предприятия, о котором см. в книжке М. В. Карнеева: Модю Ив. Писарев. Биографич. Очерк, С.-Пб. 1893, с. 48–51.
[20] Т. е. в капитал для постройки памятника Пушкину в Москве, открытого летом того же года.
[21] Воздвигнутый лишь в 1909 году.
[22] Драматург Дмитрий Васильевич Аверкиев, коего письма см. ниже.
[23] Комедии Потехина, первая — 1865, а вторая — 1859 г.
[24] Андрееву-Бурлаку, игравшему в «Пушкинском» театре А. А. Бренко.
[25] Владимира Алексеевича (р. 1840, ум. 1895), актера и режиссера Петербургских клубных сцен, автора многих пьес для театра — оригинальных, переводных и переделок (см. у С. Венгерова в «Критико-биографическом словаре», т. II); какую брошюру имеет здесь в виду Потехин, не знаем.