А. В. Сухово-Кобылин. 1
Статья С. А. Переселенкова. 2
I.
«Толпу» часто обвиняли в том, что она никогда не умела ценить настоящие таланты. Даже гении — и те в редких случаях заслуживали со стороны ее должное внимание в то время, когда явные бездарности, но близкие ей по духу, почти всегда пользовались успехом и любовью. Такие обвинения имеют за собой известную долю истины. И в окружающей нас обстановке, и в историческом прошлом при желании не трудно отыскать целый ряд подходящих примеров.
Тем удивительнее, что та же «толпа» проявляла временами глубокое понимание в оценке талантов, и именно в такие моменты, когда патентованные ценители и судьи высказывались явно ошибочно или медлили и колебались высказать справедливое мнение.
Так было у нас с комедией «Горе от ума»3, которую впервые оценила «грамотная масса», сразу почувствовав ее художественные достоинства, между тем как критики долгое время «не трогали» ее «с однажды занятого ею места, как будто затрудняясь, куда ее поместить».4
Так было и с лучшим произведением Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского». Попав с большими затруднениями на сцену и принятая критикой несколько сдержанно и сухо, эта комедия с первого же представления в Москве (26 ноября 1855 года)5 завоевала себе огромный и прочный успех в публике и признана была одним из выдающихся произведений нашей изящной словесности. В Петербурге, в императорских театрах она в течение 25 лет выдержала сто представлений — более, чем лучшие произведения Островского и немного менее, чем «Горе от ума» (105 представлений).6 Мало того, целый ряд наиболее метких выражений из нее тогда же вошел в разговорный наш язык в качестве «крылатых» слов и поговорок, а имена Кречинского и Расплюева сделались нарицательными именами. Не потеряла «Свадьба Кречинского» интереса и значения и до нашего времени.
Когда речь заходит о «Свадьбе Кречинского» и ее авторе, невольно приходит на память «Горе от ума» и по другому поводу. «В биографии
В примечаниях С. А. Переселенкова ошибочно указана с. 105.
Вольф Александр Иванович (1823–после 1883), театральный деятель, историк театра.