университета, и господствовали интересы литературы и просвещения.1 Воспитание детей поставлено было у Сухово-Кобылиных, как видно, блестяще. По крайней мере, известно, что Елизавету Васильевну2 обучали и воспитывали такие в свое время выдающиеся лица, как Морошкин3, Раич4 и Надеждин5.
В 1838 году Александр Васильевич окончил, одновременно с Буслаевым6, Ю. Самариным7, Строевым8 и Катковым9, курс Московского университета по второму отделению философского факультета, причем за сочинение награжден был золотою медалью.11 Будучи студентом, он, как большинство из наиболее чутких его современников, увлекался немецкою философией, для усовершенствования в которой после университета отправился за границу, где ему пришлось много путешествовать.
Во время пребывания своего в университете одно время он находился в приятельских отношениях с К. С. Аксаковым10, но в конце концов с ним разошелся.
Очевидно, что цельная, последовательная во всем и строго принципиальная личность одного из наиболее ярких представителей славянофильства не могла прочно сойтись с натурой, не равнодушной к внешним благам жизни и страдающей той раздвоенностью, какая в той или другой степени являлась характерной чертой почти всех людей 30–40-х годов. Увлечения философией и широкое образование уживались в Сухово-Кобылине в молодости с дворянской спесью и сословными предрассудками. В истории романа его сестры с Надеждиным он держит сторону матери12, опасаясь скомпрометировать честь своей фамилии мезальянсом, и ведет себя не всегда безупречно и корректно.13 Европеизм его не мешал ему не только мириться с крепостничеством, но и собственноручно наказывать крестьян.14
И не одни только «высшие сферы» привлекали его к себе, но и светские развлечения в роде модного в то время среди нашей аристократии лошадиного спорта, в котором он проявил большой успех.15
Собственно говоря, ни о внутренних переживаниях Сухово-Кобылина вообще, ни о литературных вкусах и симпатиях его за указанное время мы никаких прямых сведений не имеем. Известно только, что из русских писателей он «упивался» Гоголем, которого лично знал и в котором более всего, по его словам, ценил «веселость». «Я ужасно люблю веселых людей» признавался он одному своему знакомому: «для писателя необходимо быть не только остроумным, но и занимательным». Гоголь, как нельзя лучше, удовлетворял в этот отношении. В нем и «была неотразимая сила юмора». Он был великий комик: «Равных ему я не встречал нигде, за исключением разве одного французского актера Буффа17, которого я частенько видел в своей молодости в парижских театрах».16
Однако, по-видимому, в Гоголе не один смех, как увидим ниже, был родственным и близким нашему писателю, но в известной степени и горечь, которую возбуждали в душе великого юмориста пошлые стороны окружающей его действительности.
Козмин Николай Кирович (1873—1942), историк литературы, пушкинист
В примечаниях С. А. Переселенкова ошибочно указан год издания 1892.
См. также: Погодин М. П. Письма М. П. Погодина к г. С. П. Шевыреву // Русский Архив.— 1882.— №5 (Кн. 3).— С. 86. — Примечание автора.
Погодин Михаил Петрович (1800—1875), историк, археолог, журналист;
Шевырев Степан Петрович (1806—1864), критик, историк литературы, поэт
См. также: Языков Д. Д. Литературная деятельность гpафини Е. В. Сальяс (Евгении Тур) // Исторический Вестник.— 1892.— Т. 48 (Май).— С. 486. — Примечание автора.
Языков Дмитрий Дмитриевич (1850—1918), историк литературы и библиограф, библиотекарь Императорского Московского университета;
См. также: Языков Д. Д. Сальяс-де-Турнемир графиня, Елизавета Васильевна / Книгочий // Библиографические записки.— 1892.— №7 (июль).— С. 490. — Примечание автора.
В примечании С. А. Переселенкова ошибочно указаны "Библиологические записки"
Симон-Деманш Луиза (Simon-Dimanche; 1818?–1850), французская модистка, возлюбленная А. В. Сухово-Кобылина
Гоздаво-Голомбиевский Александр Александрович (1863–1913), историк
См.: М. И. П. Старина русского скакового спорта // Новое время.— 1895.— 10 (22) июля (№ 654).— С. 3. ; Оболенский Д. Д. Ремонт армейской кавалерии и значение в ней чистокровной скаковой лошади / Князь Д. Д. Оболенский (Старый коннезаводчик) // Московские ведомости.— 1900.— 4 (17) июня (№ 152). — С. 4.— Примечание автора.
Оболенский Дмитрий Дмитриевич (1844—1931), общественный деятель, журналист, коннозаводчик;
Мосолов Семен Николаевич (1812–1880), помещик, участник скачек. В примечаниях С. А. Переселенкова ошибочно приведены инициалы Мосолова.
Возможно, М. И. П. — историк Пыляев Михаил Иванович (1842—1899), сотрудничавший в 1880–1890-х гг. в газете "Новое время".
Гоголь Николай Васильевич (1809—1852), писатель
Беляев Юрий Дмитриевич (1876—1917), театральный критик, драматург;
Максимович Михаил Александрович (1804–1873), украинский и русский филолог, историк, фольклорист, поэт, ботаник. Домашний учитель А. В. Сухово-Кобылина и его старшей сестры Елизаветы Васильевны.