полезном окончании жизни».1 «О годы, годы, прошли вы мимо и, как туман стоите вы среди меня, — заносит он в дневник летом 1859 года в Париже — сзади вас бродят образы, лица прошедшего — тихие лики смотрят на меня грустно — ветер и буря жизни оторвали их от меня и вырвали вместе с ними и мне сердце. Туманный образ Луизы с двумя большими слезами на глазах смотрит на меня, не спуская голубых любящих глаз, и в этих глазах две слезы — на шее рана — в сердце другие раны. Боже мой, как же это я не знал, что так ее любил. Прощай прошедшее, прощай юность, прощай жизнь, прощайте силы, я бреду по земле. Шаг мой стал тих и тяжел».2
В годы тяжелых испытаний не одна только трагедия личной жизни давала о себе знать Сухово-Кобылину. Нелегко ему было одновременно также сознавать, что для дела его имеют громадное значение те разнообразные толки и разговоры, которые велись на его счет в обществе. Вызывала ли их месть за злое остроумие, каким он любил щегольнуть в молодые годы, или просто-напросто невинное желание, за отсутствием других, более серьезных интересов, поговорить для развлечения на пикантную тему, но, несомненно, они принесли ему немало вреда и немало доставили ему горьких минут. Глубоко запали такие разговоры и толки в его душу, и даже впоследствии, много лет спустя, он, вспоминая прошлое, неоднократно жаловался на них своим знакомым. Есть намеки на них и в драме его «Дело».3
Пришлось ему также столкнуться и испытать на себе все ужасы «неправды черной», царившей в так называемом «дореформенном» нашем судебном ведомстве. На него они произвели неизгладимое впечатление, остававшееся живым и острым на всю жизнь. Имя чиновника сделалось для него ненавистным. Он с гордостью заявлял, что никогда нигде не служил, и полушутя-полусерьезно говорил, что желал бы, чтобы это обстоятельство отмечено было на его гробовой плите. Позднее ему пришлось близко подойти и на деле ознакомиться с чиновниками другого ведомства — цензурного, которое не мало доставило ему огорчений, когда он хлопотал о постановке двух своих пьес на сцене и об издании своих философских трудов.
«Какая волокита, — жаловался он по этому поводу в письме к неизвестному нам лицу4, — по-видимому, в конце прошлого столетия, — прожить 75 лет на свете и не успеть провести трех пьес на сцену! Какой ужас: надеть пожизненный намордник на человека, которому дана способность говорить! И за что? За то, что его сатира на порок произведет не смех, а содрогание, когда смех над пороком есть низшая потенция, а содрогание высшая потенция нравственности. Какая нежность полиции; какой чиновничий сентиментализм, или лучше: какое варварство в желтых перчатках, заметьте, против пьес параллельно со всеми доселевыми правительственными реформами! Не имею ли я право в конце моей жизни и в глуши такой ночи закричать, как цезарь Август: «Вар, Вар, отдай мне мои годы, молодость и невозвратно погибшую силу»?5
"Роман Сухово-Кобылина и Деманш красиво рассказан в статье В. М. Дорошевича «Дело об убийстве Симонн-Деманш» (Россия. 1900. 15 сент. (№ 500). К сожалению, неизвестно, имели ли место в действительности подробности, сообщаемые здесь, или они являются созданием поэтического воображения автора."— Примечание автора.
Дорошевич Власий Михайлович (1865–1922), журналист, публицист, театральный критик, один из известных фельетонистов конца XIX — начала XX века
"Не пощадила Сухово-Кобылина людская молва и в другом отношении. Одно время говорили, что он никогда не мог написать «Свадьбы Кречинского», потому что был безграмотен, и что название комедии списано с произведения какого-то малоизвестного французского писателя". — Примечание автора.
С. А. Переселенков ссылается на фрагмент статьи П. П. Гнедича "О репертуаре Александринского театра в течении 75 лет (1832–1907 г.)" (См.: Ежегодник императорских театров. Сезон 1905–1906 гг. Вып. 16. Приложение. — СПб., 1907. — С. 27.). Приводим цитату целиком:
"Говорили, что Сухово-Кобылин никогда не мог написать "Свадьбы Кречинского", потому что был безграмотен. А. В. Сухово-Кобылин никогда не был безграмотен. Безграмотность и слабая орфография — две разные вещи. В синтаксисе Кобылин потверже большинства современных драматургов".
Дризен Н. В. К биографии А. В. Сухово-Кобылина / Сообщил барон Н. В. Дризен // Исторический вестник.— 1903.— Т. 92 ( апр.). — С. 219–222.
В содерж.: Сухово-Кобылин А. В. Письмо к NN [В. С. Кривенко]. — С. 221.— Примечание автора.
Дризен Николай Васильевич (1868–1935), театральный деятель, цензор, историк театра.
Кривенко Василий Силович (1854–1931), журналист, театральный критик, мемуарист. В 1898–1900 гг. — председатель Русского театрального общества.
Римский историк Светоний в сочинении "Жизнь двенадцати цезарей" ("Август", 23) приводит возглас императора Августа, брошенный им после победы германцев над его легионами: "Квинтилий Вар, верни легионы!", как сожаление о безвозвратно потерянном.
Октавиан Август (при рождении Гай Октовиан Фурин; 63 г. до н. э. — 14 н. э.), древнеримский политический деятель, основатель Римской империи;
Публий Квинтилий Вар (46 г. до н. э. – 9 г. н. э.), римский военачальник и политический деятель;
Гай Светоний Транквилл (ок. 70 г. н. э. – после 122 г. н. э.), древнеримский писатель, историк, ученый