скорбная поэзия женского смирения, что-то напоминающее тургеневскую Лизу».1
Обнаружил в «Деле» гораздо глубже свою душу, чем прежде, и отец Лидочки — Муромский. Живо изображены здесь заведующий имениями и делами Муромского Иван Сидоров Разуваев и чиновник Касьян Касьянович Шило, и даже безличный по природе Нелькин стал определеннее; особенно же ярко и красочно нарисованы здесь картины присутственных мест с целым штатом всесильных чиновников, бесконтрольно распоряжавшихся по своему произволу миллионами русских людей и беззастенчиво торговавших правосудием.
«Дело», появившееся впервые в русской печати в 1869 году 2, но поставленное на сцену только в 1882 году3, не имело такого блестящего успеха, какой завоевала себе первая комедия Сухово-Кобылина. Без всякого сомнения, случилось это, главным образом, потому, что она заключает в себе указанные только что недостатки, но в значительной степени помешало должной оценке ее и то обстоятельство, что публика долгое время не могла, как следует, с ней ознакомиться.4
Так как на ней много лет лежал запрет драматической цензуры, долгое время в нее вчитывались только немногие, потому что она, со слов авторитетной тогдашней критики, пользовалась в публике плохой репутацией. Когда же она поставлена была на сцену, то предстала перед зрителями в таком истерзанном виде, что совершенно потеряла свой настоящий колорит. Самые сильные места Сухово-Кобылинского остроумия — оригинального и блестящего — были беспощадно вычеркнуты красным цензорским карандашом и исчезли, лишив пьесу многих самых существенных из ее достоинств. Даже название ее переименовано было в «Отжитое время».5
Только в начале текущего, двадцатого столетия она получила возможность появиться на сцене без исключения.6
Тем не менее, уже в восьмидесятые и в девятидесятые годы, когда «Дело» было вновь поставлено на Александринском и Михайловском театрах, а также в Москве в Театре Корша9, оно обратило на себя внимание, чему в значительной степени способствовало художественное исполнение ответственных в нем ролей такими артистами, как Давыдов10, Свободин11, Сазонов12 и Варламов13. Особенно из них выделялся Давыдов, игравший Муромского. «Старый, дряхлый, отставной капитан измучен, избит нравственно делом, — делился своими впечатлениями один из современных театральных рецензентов14 после спектакля на Михайловском театре с Давыдовым ,— он готов пожертвовать последними остатками своего большого до начала процесса состояния, но в нем заговорила кровь от недостойных намеков князя насчет дочери. Давыдов-Муромский вырастает, слабый голос его крепнет и крепнет, поникшая голова поднимается, и вы узнаете в ней Ермолова, грозного Ермолова… На сцене и в доме все притихает, все обращается в слух; а голос большого артиста беспощадно хлещет людские
Речь идет об издании: Сухово-Кобылин А. В. Дело: Драма в пяти действиях. — Leipzig: Druck von Bar & Hermann, 1861.— 180 c.
"1 мая 1861 года пьеса была напечатана в Лейпциге тиражом 25 экземпляров — “для частного пользования”. Это издание много лет считалось утерянным, хотя не где-то на позабытом чердаке, а в самом центре столицы — в отделе книжных фондов Московского Литературного музея — лежал экземпляр единственного вольного издания Сухово-Кобылина. Да еще с авторской подписью: “Моей дорогой Маме с моими слезами и моими поцелуями. Лейпциг. 1 Мая 1861” (запись на французском языке, перевод М. Моралевой). Книга, возможно, попала в Литературный музей из ценнейшего собрания Демьяна Бедного, рыскавшего по бесчисленным и плохо охраняемым завалам книг, захваченных чекистами у их законных владельцев" (Селезнев В. М. Неизвестная страница цензурной истории драмы "Дело" А. Сухово-Кобылина // Вопросы литературы. — 2008.— № 1.— С. 324.
Первое издание пьесы в России вышло в 1869 г.: Сухово-Кобылин А. В. Картины прошедшего / писал с натуры А. Сухово-Кобылин. — Москва : в Университетской типографии (Катков и К°), 1869. — 512 с. Содерж.: Свадьба Кречинского: комедия в 3 д.; Дело: драма в 5 д.; Смерть Тарелкина: комедия-шутка в 3 д.
Об истории издания пьесы см. также: Селезнев В. М. Слово о "Деле"-61: Самиздат и Тамиздат А. В. Сухово-Кобылина // Сухово-Кобылин А. В. Дело: драма в пяти действиях. — М.: Новый хронограф, 2015.— С. 159–180.
В соответствии с "Репертуарной сводкой", составленной Т. М. Ельницкой, спектакли Александринской труппы шли:
На сцене Александринского театра:
1882: 31 августа; 1, 3, 6, 10, 15, 17, 21, 23, 28 сентября; 3, 24 октября; 3 ноября; 30 декабря;
1883: 20 февраля;
1884: 20 апреля; 2, 10 мая; 4 сентября;
1886: 5, 18 сентября;
1887: 9 (2-я карт.) апреля; 16 сентября;
1892: 15, 19 января; 9 февраля; 8 ноября;
1896: 11, 18 октября; 29 ноября;
1903: 3, 5, 11, 15, 18, 23 сентября; 2, 7, 16 октября; 9, 27 декабря;
1904: 4, 21 февраля; 6 сентября; 12 декабря;
1905: 4, 22 сентября;
1907: 5, 11, 18, 25 сентября; 8, 24, 31 октября; 7 ноября; 17 декабря;
1908: 21 января;
1919: 9, 15, 20, 25 марта; 6, 13 апреля.
На сцене Михайловского театра:
1892: 3, 8, 10 января;
1905: 12 октября;
1917: 30 августа; 1, 4, 6, 11, 15, 20, 28 сентября;
На сцене Большого (Каменного) театра
1882: 23 ноября.
(См.: История русского драматического театра : в 7 т. — Москва: Искусство, 1982. Т. 6. 1882-1897. С. 457; Т. 7. 1898-1917. С. 459.); Картотека "Репертуар Александринского театра 1832–1932" . Место хранения: Отдел Справочной и научно-библиографической работы Санкт-Петербургской театральной библиотеки.)
В 1887 году в Москве было напечатано «Дело» 2-м изданием, исправленным и сокращенным по указанию сцены, как сказано на заглавном листе, и, само собою разумеется, по приказанию цензурного ведомства. Это издание, равно как и два экземпляра книги «Картины прошедшего», принадлежащие Центральной Библиотеке Русской Драмы Петроградских Государственных Театров, с цензурными заметками и исправлениями по указанию Сухово-Кобылина, ясно говорят о том, что последний сознавал или, по крайней мере, чувствовал недостатки своего произведения и не мало приложил трудов к тому, чтобы их исправить. Из наиболее значительных дополнений обращает на себя внимание вновь написанная им сцена, где фигурируют Нелькин и Лидочка, объясняющиеся друг другу в любви