чтобы тебѣ не впасти въ напасть и въ великой убытокъ, паче же убытку въ грѣхъ не впади; чтобы тебѣ во второе Христово пришествie праведнымъ Его судомъ осуждену не быть», и сказать: „Мы судимъ овогда право, овогда же и неправо; понеже мы не сердцевѣдцы, а тамо не нашъ гнилой судъ будетъ, но самый чистый и здравый, и всякая ложь и правда будетъ явна, и не токмо болышiя дѣла, но и самая малая крупина будетъ обнажена, понеже самъ сердцевѣдецъ Богъ имать судити… И аще ты сего человѣка изубытчишь напрасно, и на нашемъ судѣ аще и правъ будешь, а тамо оправданiе наше будетъ тебѣ въ большее осужденiе, буде напрасно его изубытчишь, а и насъ на грѣхъ приведешь. И аще ты самъ предъ нимъ чѣмъ виненъ, а надѣясь на свою мочь, потолочишь его, то уже самое горшее осужденiе прiмеши. И аще тогда и каятися будешь, да ничего себѣ не поможеши; и того ради нынѣ осмотрись, дабы тебе въ вѣчную погибель не вринутися. Кто предъ Богомъ не грѣшенъ, и кто передъ Царемъ не виненъ! Такожде и между собою како бы въ чемъ не поссоритися, Господа ради не входи въ большую ссору, не приложи болѣзни къ болѣзни, и суперника своего не вводи въ большой убытокъ. Если ты и правъ будешь, то не безъ убытку тебе будетъ; а если же да неправъ будешь, то его изубытчишь, а себя и наипаче въ великую напасть ввалишь: понеже всѣ убытки его, что онъ ни скажетъ, безсрочно доправлено на тебѣ будетъ, да въ казну заплатишь пошлины, а приказнымъ людемъ дашь заработныя деньги. Пойди себѣ съ добрыми людьми подумай, и какъ ни-есть, хотя на себя поступя, а лучше помирись». (Соч. Пос., с. 51, 52).
Странный опять-таки суд, — скажешь поневоле, имея в виду другой, не странный взгляд, который строго разграничивает уголовный процесс от гражданского и всякое вмешательство общественного элемента в последний называет нарушением прав частного произвола, который радуется бесконечному развитию гражданских отношений, ибо чем разнообразнее их путаница, тем богаче и полнее наука гражданского права, тем утонченнее развивается юридическая диалектика, тем могущественнее по влиянию адвокатура [26]. Взгляд же Посошкова, взгляд народа, весьма грубо относится и к разнообразию гражданских отношений, выражаясь несколько насмешливо: «Я не знаю, что въ семъ за краса, еже такъ въ канцелярiю челобитчиковъ натѣснится, что до судьи и дойти не мочи» (с. 65), а о тонкой диалектике гражданских споров замечает: «Аще кто умно будетъ разговаривать, то на тонкостныхъ словахъ можно познать, правду-ль сперва сказалъ или не правду; и буде признается въ немъ вина, то надлежитъ его и наипаче принудить съ великимъ притужанiемъ, чтобъ онъ помиловалъ себя и помирился» (с. 53). Этот взгляд сознается прямо, что «умомъ не постигаетъ, како бы прямое правосудiе устроити», — чувствуя только законность своих требований, он робок в приложениях. «Токмо не безъ страха есмь о семъ, — говорит этот взгляд в лице своего представителя, — еже азъ весьма мизиренъ и ученiю школьному неискусенъ, и како по надлежащему достоитъ