Ясно, что так «усудить» может не личная теopия, а сам народ [33]: ясно поэтому и все рассуждение Посошкова, в котором он простотою взгляда, совершенно народного, стоит несравненно выше всей своей эпохи. На странице, предшествующей этому рассуждению, он, тоже по простоте, заплатил дань духу своей эпохи; во имя взгляда сверху он только что советовал выбирать статьи из немецких и даже турецких судебников. И за сим, не подозревая, вероятно, внутреннего противоречия в самом себе, он продолжает: «И к сочиненiю тоя судебныя книги избрать человѣка два или три изъ духовнаго чина самыхъ разумныхъ и ученыхъ людей, и въ Божественномъ писанiи искусныхъ, и отъ гражданства, кiи въ судебныхъ и во иныхъ правительныхъ дѣлахъ искусны, и высокаго чина, кои негорды и ко всякимъ дѣлахъ нисходительны, и отъ иныхъ чиновъ, кои невысокоумны, и отъ приказныхъ людей, кои въ дѣлахъ разумны, и отъ дворянства, кiи разумны и правдолюбны, и отъ купечества, кiи во всякихъ дѣлахъ перебыли бъ, кiи и отъ солдатъ смышлены, и въ службахъ и въ нуждахъ натерлися и правдолюбивые, изъ людей боярскихъ, кiи за дѣлы ходятъ, и изъ фискаловъ. А мнится мнѣ: не худо бы выбрать изъ крестьянъ, кои въ старостахъ и въ сотскихъ бывали, и во всякихъ нуждахъ перебывали бъ, и въ разумѣ смысленные. Я видалъ, что и въ Мордвѣ разумные люди есть, то како во крестьянехъ не быть людемъ разумнымъ?».
«И написавъ тыи новосочиненные пункты всѣмъ народомъ освидѣтельствовать самымъ вольнымъ голосомъ, а не подъ принужденiемъ, дабы въ томъ изложенiи, какъ высокороднымъ, такъ и низкороднымъ, и какъ богатымъ, такъ и убогимъ, и какъ высокочинцамъ, такъ и низкочинцамъ, и самымъ земледѣльцамъ, обиды бы и утѣсненiя отъ недознанiя коегождо ихъ бытiя въ томъ новоисправленномъ изложенiи не было».
«И написавъ совершеннымъ общесовѣтиемъ, предложить Его Императорскому Величеству, да разсмотритъ его умная острота. И кiи статьи Его Величеству угодны, то тѣ тако да и будутъ; а кiи непотребны, тыи да извергнутся, или исправить по пристоинству надлежащему. И cie мое реченiе многiе вознепщуютъ яко бы азъ Его Императорского Величества самодержавную власть народосовѣтiемъ снижаю, азъ не снижаю Его Величества самодержавiя, но ради самыя истинныя правды, дабы всякой человѣкъ осмотрѣлъ въ своей бытности, нѣтъ ли кому въ тыихъ новоизложенныхъ статъяхъ каковыя непотребныя противности, иже правости противна. И аще кто узритъ какую неправостную статью, то бы безъ всякаго сомнѣнiя написалъ, что въ ней неправость, и ничего не опасаяся, подалъ бы ко исправленiю тоя книги; понеже всякъ рану свою въ себѣ лучше чуетъ, нежели въ иномъ комъ. И того ради надобно всякимъ людямъ (въ ?) [34] свои бытности выстеречи дондеже книга не совершится; а егда она совершится, то уже никто не можетъ помочи; того бо ради и дана свободность, дабы послѣди не жаловались на сочинителей тоя новосочиненныя книги. Того-то ради надлежитъ ю вольнымъ голосомъ и освидѣтельствовать, дабы всякая статья