Мои цензурные мытарства.
Из «Книги жизни».
Воспоминания П. П. Гнедича.
I.
Вместо вступления.
Я немало потерпел от драматической цензуры. С первых моих шагов, в течение, сорока лет, я испытал на себе весь гнет ее властной руки. И не надо думать, что это исключительно цензура Министерства Внутренних Дел. Это только предварительная стадия. Нет, еще много было градаций цензурных пропилей с такими заграждениями, которые приходилось или перескакивать (иные пролезают в подворотню), или возвращаться вспять.
С первых шагов моих, меня ожидало цензурное воспрещение. Первая моя одноактная пьеса, нелепо названная «Птичкой в западне» (кажется, это название ей дал Петипа, в бенефис которого она шла — в апреле 1879 года) — была снята со сцены по распоряжению Лорис-Меликова, бывшего на первом представлении в министерской ложе и нашедшего, что тип офицера, приехавшего из действующей армии, нецензурен. — Вторая моя пьеса — «На хуторе» — найдена синклитом членов Театрально-Литературного комитета (А. Н. Майков, И. А. Манн, А. П. Милюков и пр.), невозможной в смысле политической благонадежности, несмотря на предварительное одобрение цензуры Министерства Внутренних Дел. — Большой успех пьесы в московском Пушкинском театре не повлиял на это решение, и только после реформы 1882 года пьеса могла при новом Комитете войти в репертуар правительственных театров. Манн утверждал, что только наведя заряженные пушки на толпу, можно заставить смотреть «На хуторе». Все это оказалось вздором, и пьеса, идя по всей России, нигде не возбудила скандала.
Третья моя пьеса — «Женя» — была в первоначальном виде признана совсем нецензурной, и из трехактной обратилась в одноактную. Да и