многих второстепенных произведений Островского. Растянутая на три акта комедия лишена действия, персонажи намечены бледно и являются не живыми людьми, а скорее символами или носителями какой-либо черты человеческого характера. Кто такая Чингисова, как не олицетворение материнской любви, часто жестокой к другим и тягостной для детей; Бударова — пример супружеской верности, Сафоев — преданной дружбы, а Дуняша — не только не разделенной, но и не замеченной любви.
Переделка имеет все задатки мелодрамы, к которой так был склонен А. Н. Островский. Она сентиментальна, а в некоторых местах положительно наивна. Развязка ее, как это часто бывает у нашего драматурга, неожиданна и почти не реальна. Она мало подготовлена предшествующим действием.
Печатая еще одно произведение Островского, редакция полагает, что «Пока» даст материал при дальнейшем изучении творчества нашего знаменитого драматурга и яснее определит черты его заимствований.
ЛИЦА:
Княгиня Евлалия Давыдовна Чингисова
Владимир Викторыч Стромынский, ее сын от первого брака
Борис Борисович Сафоев — помещик, старый холостяк, сосед Чингисовой
Софья Васильевна Бударова
Дуняша, крестница княгини, из бывших крепостных
Действие происходит: в 1 и 2 действии в подмосковной усадьбе княгини Чингисовой, вблизи от станции железной дороги, в 3-м — в Петербурге, в квартире Г-жи Бударовой.
ДЕЙСТВИЕ I.
Зала в деревенском доме; средний выход прямо в сад, двери по бокам. Направо от зрителей стол, налево маленький рабочий столик.
ЯВЛЕНИЕ I.
Чингисова стоит посреди залы, прислушивается и смотрит на свои часы.
Дуняша стоит у двери ведущей в сад.
Чингисова
Дуняша!
Дуняша
Что угодно, ваше сиятельство?
Чингисова
Кажется, кто-то едет. Это наши лошади. Поезд приходит в четыре часа, лошади возвращаются четверть пятого… Вот, слышишь, подъезжают?