ГЛАВА 10. …Полидевка] По-латыни Поллукса. Кастор и П. — знаменитые близнецы, сыновья Леды.
…в Кариях] Город внутри Лаконики, недалеко от аркадской границы, знаменитый храмом Артемиды. Кариатийский танец исполнялся в честь этой богини лаконскими девушками, проделывавшими на носках небольшие быстрые па. Ср. Dictionnaire, IV, 2, р. 1036 сл., где есть и изображение, а также Худеков, I, 199 сл. Конечно, этот танец не имеет ничего общего с архитектурным термином «кариатида».
…сражаются под флейту] Ср. Новерр, II, 102: «Сказать, что лакедемонские солдаты шли в бой, танцуя, есть ошибка в выражении; более правильно было бы сказать, что они шли, выступая при звуках воинственной музыки, что они соразмеряли свои шаги с тактом и мелодиями» и т. д.
…ударяя ногой] Т. е. выбивая такт сперва деревянной подошвой, а потом прибором, о котором сказано в примеч. к гл. 2-й.
ГЛАВА 11. …танец цепи] По-греч. гормос. Первое описание этого танца встречается уже у Гомера («Илиада», XVIII, 590−606). Он напоминает т. н. «тратту» в современной Греции (Еmmanuе1, 260 сл., где и изображение, также и в Dictionnaire, IV, 2, р. 1047).
ГЛАВА 12. …«гимнопэдии»] В буквальном переводе это слово значит «забавы в обнаженном виде». Это были празднества спартанцев, где среди прочих увеселений происходили и танцы. В них принимали участие старцы и мужи. Они плясали нагими и пели при этом произведения поэтов : Алкмана, Фалеты и Дионисодота. Афиней (XIV, 628) говорит, что «гимнопэдия» походит на трагический танец, который называется «эммелия» (ср. ниже, гл. 22), ибо в том и другом усматриваются важность и достоинство. По свидетельству Аристоксена (там же, XIV, 631), начало танца было умеренное ,и спокойное и состояло в подражании приемам, употребляемым в борьбе и кулачном бою. Потом пляска становилась гораздо более оживленной, вакхической. Ср. также Худеков, I, 219.
ГЛАВА 13. …в описании щита] Ахилла. См. «Илиаду», XVIII, 593 слл. (перевод Гнедича) :
«Юноши тут и цветущие девы, желанные многим,
Пляшут, в хор круговидный любезно сплетяся руками…
Пляшут они, и ногами искусными то закружатся,
Столь же легко, как в стану колесо под рукою испытной,
Если скудельник его испытует, легко ли кружится,
То разовьются и пляшут рядами, одни за другими.
Купа селян окружает пленительный хор и сердечно
Им восхищается ; два среди круга их головоходы,
Пение в лад начиная, чудесно вертятся в средине»…
…Юноши хорами»…] «Илиада», там же, ст. 494.
…Фэаки] См. «Одиссею», VIII, 263−265, где при песне Демодока
(перевод Жуковского):
«Стали цветущие юноши в легкой искусные пляске.
Топали в меру ногами под песню они; с наслажденьем
Легкость сверкающих ног замечал Одиссей и дивился».
ГЛАВА 14. …в Фессалии] Это свидетельство Лукиана берет без указания источника Casti1-Blaze, p. 8−9.
ГЛАВА 15. …Орфей и Музэй] Орфей считался сыном фракийского царя Иагра и музы Каллиопы. Однако учрежденные им мистерии не были связаны с каким либо определенным местом, а распространились повсюду. Музэй был также мифическим поэтом, обычно сопоставляемым с Орфеем. Оба эти имени были уже вполне известны во 2-й половине VI в. до Р. Хр. О мистериях ср. В. В. Латышев, Очерк греческих древностей. Часть 2-я,