изд. 2-е, испр. СПБ. 1899, стран. 208−234 ; Н. И. Новосадский, Элевсинские мистерии. СПБ. 1887 ; Худеков, I, 147 слл. (где весьма желательны были бы ссылки на источники автора).
…без соблюдения такта] Это свидетельство Лукиана весьма важно, ср. В. В. Латышев, стран. 211.
ГЛАВА 16. …А на Делосе] Делос — маленький скалистый остров Эгейского моря, в центре Киклад. Любопытное свидетельство Лукиана может быть подтверждено тем, что этот остров считался местом рождения Аполлона, любимыми инструментами которого были лира, свирель и флейта.
…гипорхемами] Древние определяли это понятие так : «песня, которая поется вместе с пляской» (Прокл), или «песня, в которой хор пляшет с пением» (Афиней, XIV, 631 с.). Подробности об этих танцах см. у Плутарха «Застольные рассуждения» (IX, 15).
ГЛАВА 17. …придавая себе… известный вид]. Этой неясной фразой автор хотел, повидимому, сказать, что плясавшие стремились сообразоваться с тем, что хотели воспроизвести. Может быть, при этих танцах исполнители старались подняться над землей, подобно тому, как солнце встает над горизонтом. О танцах в Индии ср. Xудеков, I, 60−84.
…хороводному танцу] Имеется в виду представление о хороводе солнца и звезд.
ГЛАВА 18. …напугает врага пляской] Уже Виланд говорит в толковании к данному тексту, что это повсеместный обычай первобытных народов, который известный путешественник Кук наблюдал в Новой Зеландии и у других открытых им дикарей.
ГЛАВА 19. …египтянина Протея] Это греческое божество упоминается уже в «Одиссее», где говорится и об его превращениях (IV, 410 слл; перевод Жуковского):
«Я же тебе расскажу о волшебствах коварного старца :
Прежде всего он тюленей считать и осматривать станет ;
Их осмотрев и сочтя по пяти, напоследок и сам он
Ляжет меж ними, как пастырь меж стада, и в сон погрузится.
Вы же, увидя, что лег и что в сон погрузился он, силы
Все соберите и им овладейте; жестоко начнет он
Биться и рваться — из рук вы его не пускайте ; тогда он
Разные виды начнет принимать и являться вам станет
Всем, что ползет по земле, и водою, и пламенем жгучим ;
Вы ж, не робея, тем крепче его, тем сильнее держите.
Но как скоро тебе человеческий голос подаст он,
Снова принявши тот образ, в каком он заснул, — вы немедля
Бросьте его»…
Египетское происхождение Протея подлежит большому сомнению. См. Rоsсhеr, Ausführliches Lexikon d. griech. u. röm. Mythologie, 65 Lieferung (Lpzg. 1907), Sp. 317 f.f.
…он был один из плясунов] Ср. Новерр, I, 61: «Когда танцоры, одушевленные чувством, преобразятся в тысячу различных видов с разнообразными проявлениями страстей; когда они будут Протеями, и выражение их лица и их взгляды отразят все движения их души»… и т. д.
…об Емпусе] Это сказочное чудовище представлено в следующем виде у Аристофана в комедии «Лягушки» (перевод К. Нейлисова. СПБ. 1887, стр. 14) в диалоге бога Диониса и раба его Ксантия (ст. 288 слл.): «КС. А вот большого зверя вижу я. ДИОН. Какого? КС. Ужасного, и образы он принимает все, то бык он, то осел, то женщина прелестная. ДИОН. А где она? Давай наброшусь на нее я. КС. Но вот уж и не женщина она; в собаку превратилась. Д. Знать, Емпуса это. КС. По крайней мере все ее