…Геркулес] Трагедий, носвященных ему, было много (ср. ниже гл. 41). Нам припоминается скорее всего пьеса того же Еврипида (перевод см. там-же, т. II, М. 1917).
ГЛАВА 28. содержит несомненное подтверждение того, что женские роли в пантомимах изображались во время Лукиана мужчинами (ср. гл. 2-ю), хотя женских исполнительниц упоминает уже его современник Апулей («Метаморфозы» X, 30−33, ср. Б. В. Варнеке. Либретто античного пантомима. Журн. Мин. Нар. Проев. 1907, кн. 10, стр. 461 слл.)
ГЛАВА 29. …Давов, Тибиев и поваров] Дав и Тибий — не редко встречающиеся имена рабов. Первое особенно часто упоминается в комедиях, по свидетельству Горация (сатиры, II, 5, 91). Повар также часто встречается в древней комедии: «Вот повар ; его роль, казалось бы, самая материальная, но нет — пристроившись к умным людям, он отвык называть ухват ухватом и сковороду сковородой, и изобрел такой «драгоценный стиль», какой не снился человечеству вплоть до времен Сирано-де-Бержерака». (Ф. Ф. Зелинский, «Происхождение комедии» в сборнике «Из жизни идей» I, 3 изд. Пг. 1916, стр. 384).
…А как прекрасна самая маска его] Это место Лукиана имеет в виду Новерр I, 126. Но он странно ошибается, говоря, что это — единственное свидетельство, доказывающее существование масок у пантомимов. Ср. хотя бы ниже гл. 66-ю и рассуждения о данном месте Лукиана у С. Э. Радлова, там же, стр. 9 сл.
ГЛАВА 30. Благовещенский (стр. 566) сближает с этой главой свидетельство Тита Ливия (VII, 2) о древнейшем римском драматурге (III в. до Р. Хр.) Ливии Андронике: «После того как от частых повторений и вызовов он охрип, он испросил себе позволение поставить на сцене пред флейщиком мальчика для пения, после чего он мог сопровождать это пение более оживленными движениями, потому что уже не имел необходимости присоединять к ним голос… С этих пор начали петь (особенно актеры) под мимику гистрионов, для голоса которых оставлен был только один диалог».
ГЛАВА 31. …больше разнообразия, больше учености] Еще Виланд справедливо усмотрел здесь гиперболу, столь обычную в софистических рассуждениях.
ГЛАВА 32. …самый лучший город] Вероятно, Неаполь.
ГЛАВА 33. а также отчасти и следующая, особенно ясно показывает, что данный трактат Лукиана представляет не ученое исследование, а популярную компиляцию, как о том было сказано в введении.
ГЛАВА 34. …в правление Августа] Это подтверждают, основываясь на Лукиане, и новейшие исследователи, ср., напр., Благовещенский, 565 ; Фридлендер, 594 ; Е. Панн, Пантомима в театре, Ежегодник, 1915, стр. 202.
…танцы щипцов или журавля] Про первый (по греч. thermaystrizein) сохранилось мало известий. Современник Лукиана Поллукс («Словарь» IV, 102) причисляет его к разряду страстных и пламенных, Афиней (XIV, 629 d) к неистовым или бешеным. Название можно уяснить отчасти из толкований к «Одиссее» (VIII, р 1161) фессалоникского архиепископа Евстафия (XII в.), где говорится, что танцовщики подпрыгивали в высь и, прежде чем спуститься на землю, делали ногами несколько антраша. Эти антраша и напоминали движение щипцов, которые то разжимают, то сжимают. Второй, по-греч. geranos, танец более понятен. По преданию он изобретен Тезеем после его победы над Минотавром. Герой исполнил танец вместе с молодежью обоего пола, которую спас от смерти