ГЛАВА 49. …Европу] Финикийскую царевну, которую Зевс похитил, превратившись в быка, и перенес на Крит, где она родила ему Миноса.
…Пасифаю] Супругу Миноса, которая влюбилась в быка и при помощи искусника Дедала, устроившего деревянную корову, соединилась с быком, от которого родила Минотавра.
…обоих быков] Отца и сына — Минотавра.
…Лабиринт] Ср. главу 34-ю.
…Ариадну] Покинутая Тезеем, она утешилась в объятиях бога Диониса.
Это было сюжетом пантомимического танца, описанного в «Пире» Ксенофонта (гл. IX, перевод Янчевецкого, стр. 37) : «И вот явилась одетая невестой Ариадна и, как только села на трон, то, хотя Диониса еще не было видно, раздались звуки вакхического танца. Все пришли в восторг от такого искусства учителя танцев. Ариадна, как только услышала эти звуки, приняла такое выражение, что всякий понял бы, как они ей приятны : она не пошла на встречу и даже не встала, но ясно было, что она с трудом удерживает спокойствие. Когда увидел ее Дионис, то в прелестной веселой пляске подбежал к ней, сел у нее на коленях, обнял и поцеловал. Она как будто стыдилась, но со всею нежностью сама обняла его. При виде этого, гости рукоплескали и кричали : «еще раз». Когда после .этого Дионис встал и поднял с собою Ариадну, пред зрителями была картина взаимной любви и нежности — красавца Диониса и красавицы Ариадны, которые не притворно, но действительно целовали друг друга. Зрители были в восторге. Дионис спрашивал Ариадну, любит ли она его, и она отвечала так утвердительно, что не только Дионис, но все присутствовавшие готовы были поклясться в истинной и действительной их любви. Казалось, они не обучены этому, но им только позволено то, чего они давно желали».., Эта длинная выписка наглядно доказывает, что пантомимы возникли в Греции (Варнеке, Либретто античного пантомима, стр. 463 сл.). «Вакх и Ариадна» — балет артистки Саллэ. Лондон, 1734. Худеков, II, 318. — «Ариадна, оставленная от Тезея, или оставленная Тезеем и Бахусом присвоенная Ариадна» бал. СПБ. 1761, X, 29. Всеволодский-Гернгросс, стр. 8. «Ариадна и Бахус» — балет в 1 д. Иосифа Канциани, музыка К. Каноби. СПБ. 1789. — «Ариадна» муз. драма с бал. Эдельмана. М. 1799. II. 14. Всеволодский-Гернгросс, там же. — «Ариадна и Тезей» — драма-балет в 1 д. СПБ. 1810. Сильво, стр. 6. — «Ариадна» — балет в 2 д. с прологом, пост. Рейзингером, муз. Ю. Гербера. Москва, 1875. Ежегодник, 1900−1901, 2, стр. 70 (у Сильво нет).
…Фэдру] Ср. гл. 2-ю. «Федра и Ипполит» (в «Ежегоднике» просто «Федра») — трагико-героич. балет в 4 д, Фр. Дидло (по Расину), музыка К. Кавоса и Турика (в «Ежегодн.» только Кавоса). СПБ. 1825. (В «Ежегоднике» 1829). Сильво, стр. 90; Ежегодник, 1899−1900, 3, стр. 103.
…Андрогея] Сына Миноса и Пасифаи. На панафинэйском празднике в Афинах он победил на всех состязаниях, чем возбудил зависть царя Эгея, который его погубил. Тогда Минос пошел походом на Афины, победил их и наложил страшную дань — отправлять ежегодно по 7 юношей и 7 девиц на съедение Минотавру.
…Главка] Сына Миноса и Пасифаи, который ребенком, гоняясь за мышью, попал в бочку с медом и погиб. Аргивский прорицатель Полиид, благодаря своему дару, нашел его, оживил и сообщил ему искусство прорицания.
…Тала] Его подарили Миносу или Зевс, или Гефест, чтобы наблюдать за Критом, который Тал обходил три раза в день.