ГЛАВА 59. …символически] Лукиан приравнивает тайны египетской мифологии к греческим мистериям, содержание которых нельзя было открывать непосвященным (ср. выше гл. 15-ую).
…Епафа] Сына Зевса и Ио, которая родила его у Нила. По требованию ревнивой Геры куреты (см. гл. 8-ую) спрятали его, но Ио нашла его в Сирии. Потом Епаф был царем в Египте, женился на Мемфисе, дочери Нила, и построил Мемфис.
…Осириса] Брата и супруга Изиды. Он был захвачен хитростью своим братом Тифоном и посажен в ящик, забитый гвоздями, куда Тифон влил еще расплавленного свинцу. Но Изида нашла этот ящик и похоронила Осириса. Тифон ночью откопал его тело, разрезал на 14 частей и разбросал. Изида собрала куски и снова похоронила их. Потом Осирис вышел из подземного царства и при помощи Гора победил Тифона. «Les mystères dʼIsis» — опера в 4 д., музыка Моцарта. Хореография играла здесь большую роль. Худеков, III, 99.
ГЛАВА 60. …наказания] Таких грешников, как Тантала, Иксиона, Сизифа и Данаид. Ср. любопытные указания у Новерра (1, 54 и II, 152), как надо устраивать обстановку подземного царства и с каким освещением, а также, как надо составлять в этих сценах кордебалет.
…Пирифоя] Он влюбился в Персефону, супругу Плутона, и хотел ее увести из подземного царства, куда Тезей исключительно по дружбе решил ему сопутствовать.
ГЛАВА 61. …и лучшие поэты] Ср. Худеков, II, 184: «Можно смело сказать, что хореография началась с античного мифа и что до сих пор она продолжает им пользоваться, как вечно юным источником художественного вдохновения».
…особенно трагические] То-же говорит Новерр (I, 17): «Если сильные страсти подходят трагедии, они не менее необходимы пантомимическому жанру… Очень странно, что до сих пор как бы не знали того, что жанр, наиболее подходящий для танца, есть жанр трагический. Он дает великие картины, благородные положения и театральные эффекты». Это суждение Новерра вызвало резкое и отчасти весьма удачное возражение против него со стороны венского балетмейстера Анжиолини. Худеков, III, 14. Прибавкой «особенно» (трагические) Лукиан отнюдь не исключает из сюжетов пантомимы комедию и сатирическую драму (ср выше гл. 22-ую).
ГЛАВА 62. …что поется] Хором, сопровождающим пляску.
…понимать немого] Слова дельфийского оракула Крезу (Геродот, I, 47) :
«Сколько песчинок, могу сосчитать я и море измерить»,
«Я и немого пойму и не говорящего слышу».
ГЛАВА 63. …циником Деметрием] Этот философ жил при императорах Калигуле, Нероне и Веспасиане и был убежденным врагом монархического правления.
…трещетками] См. гл. 2-ую.
…Знаменитый тогда] Вероятно, Парис I. У наиболее известных плясунов был обычай носить имя своих славных предшественников на том же поприще. Таким образом Парисов было целых 5. Ср. Friedländer Darstellungen aus der Sittengeschichte Rom’s II (Leipzig 1910), S. 635 (в русск. переводе этот экскурс опущен).
…прелюбодеяние Ареса и Афродиты] Оно подробно описано уже «Одиссее» VIII, 266−366. «Марс и Венера» — балет в 3 д. Слова Данше,