опять чем-нибудь третьим, имеющим отношение к пище, к рождению удовольствий и ко всему с этим сродному» и т. д.).
…Аристотеля] Ср. «Этику» I 8 (пер. с греч. Э. Радлова, СПБ. 1908, стр. 13) : «Блага делятся на три группы : на так называемые внешние, на психические и телесные; психические блага — наиболее важные, и их по преимуществу мы называем благами» и там-же I 9 (стр. 14−15) : «Не возможно или трудно человеку неимущему делать прекрасные дела… при отсутствии известных условий, как например, благородного происхождения, хороших детей, красоты, блаженство неполно»…
…догмат пифагорейцев] Именно молчание. Ср. Афинея I 20 d : «Этот (т. е. пантомим Мемфис) являет сущность пифагорейской философии, показывая нам все при молчании более ясно, чем те, кто обещает научить словесному искусству».
ГЛАВА 71. …одна только пляска] Конечно, гипербола.
…кулаками] В этом и нижеследующем разумеется состязание на играх.
…Здорово] То же признавал и знаменитый греч. врач. II в. по Р. Хр. Гален (VI 155), говоря, что «напряженные движения танцоров, когда они высоко подпрыгивают, быстро вертятся, присаживаются на корточки, вскакивают, сближают и расставляют ноги, как и всякие быстрые движения, укрепляют тело». Фридлендер, стр. 598.
ГЛАВА 72…. многому древнему] Разумеются мифы, перечисленные в главах 36−61.
…воспитывает нравы зрителей] То же говорит и Новерр, I 43 : «Если балетмейстер пользуется известностью, то он сможет чарами и прелестями своего искусства, подобно живописцу и поэту, заставить ненавидеть и наказать пороки, вознаградить и отличить добродетели». К сожалению, далеко не все пантомимы производили такое действие, а некоторые влияли как раз обратно. Правда, Лукиан говорит только о трагическом пантомиме, но при представлении других не упоминаемых им жанров актеры, по свидетельству Ювенала (Сатиры, VI 64), производили такое же действие на римских дам, как, по словам наших былин, появление Чурилы Пленковича на киевских улицах на тамошних молодиц (Гильфердинг, Онежские былины. Изд. 2-е. III 1. СПБ. 1900, стр. 165 ст. 256 и стр. 517 ст. 19).
ГЛАВА 73. …силе и ловкости] Апулей (Аполог. 74) говорит, что тесть его пасынка, будучи в молодости пантомимом, достиг такой гибкости, как будто у него не было ни костей, ни сухожилий. Фридлендер, стр. 600.
…Афродиты] Тоже повторил в.VI в. Кассиодор («Разное» IV 51): «Одно и то-же тело может быть Гераклом и Венерой, мужчиной и женщиной, царем и солдатом, юношей и старцем, так что можно подумать, что в нем одном заключено много лиц». Фридлендер, стр. 597.
ГЛАВА 74. … душа и тело] Ср. Новерр, I 144: «Чтоб наше искусство достигло до той степени возвышенности, какой я требую и какой я ему желаю, непременно необходимо, чтобы плясуны делили их время и их учение между духом и телом, и чтобы и то, и другое было вместе предметом их прилежания»… и т. д.
ГЛАВА 75. …каноном] Нормальными пропорциями человеческого тела. Воплощением этого канона, вероятно, был бронзовый «Дорифор» (копьеносец), фигура нагого юноши с копьем на левом плече и с опущенной правой рукой. Ср. Верман, История искусства всех времен и народов. Пер. с немецкого под ред. А. И. Сомова. СПБ. (1903), I, стр. 415 сл. (где и рис. «Дорифора)». Поликлит был аргосский ваятель, живший во