Если мы вспомним, что полные блеска и великолепия представления носили характер зрелища, т. е. нечто такого, что доставляло наслаждение прежде всего зрительному впечатлению, а такой род представлений, как маски, в сущности носили в себе элементы пантомимы, то пред нами еще с большой яркостью выступит вся внешняя, полная самых разнообразных цветов и красок, сторона постановок, в которых художник был главным действующим лицом.
При этом интересным является то обстоятельство, что художник предварительно представляет на усмотрение конторы эскизы и рисунки к предполагаемым постановкам.
В цитированных нами выше правилах, касающихся улучшения порядка управления придворной конторы, мы читаем следующее: «каковые сюжеты должны быть нарисованы в красках знающим это искусство мастером и рассмотрены всеми чиновниками, причем лучший и более подходящий для Государя в смысле оригинальной изобретательности, с меньшей для Государя затратой, как сказано выше, может использовать, как найдет нужным, заведующий названной конторою».
Ниже в тех же правилах говорится, чтобы «знающий художник вносил в главную книгу конторы акварельным способом маски и зрелища в их окончательной постановке, дабы можно было бы от времени до времени прибегать к разнообразию».
В таблице выписанных правил, предлагаемых для тех же целей лучшего управления, сказано: «как только какая-либо маска или зрелище слажены и готовы к представлению, художник должен нарисовать в красках эскизы и сюжет данной пьесы, как для того, чтобы служить доказательством сделанной работы, так и в виде указания, сравнения и для разнообразия замысла в будущем».
В 1572 г. некий художник Роберт Трэнки приготовил для конторы эскизы и сюжеты для разных представлений, за что ему было уплачено 30 шил. Эти эскизы пишутся тонкими красками в отличие от красок, которые идут на декорации и на писание сукон. Следует различать три вида эскизов: plottes, patternes и modeles.
Plottes означает рисунки в красках, представляющие общую схему, общую картину, посвященные главным образом содержанию зрелища.
Степень занимательности сюжета определяло судьбу сочиненной маски или представления, от которого требовалась прежде всего новизна и разнообразие содержания, причем надлежало всячески стараться избегать повторений, что и отмечается в приведенных нами выше выдержках.
Patternes были эскизы по большей части изображавшие отдельные части предполагаемых к постановке пьес.
В 1572 г. художник Икотс делает в тонких и лучших красках рисунки колесницы, горы, всех костюмов действующих лиц, бутафорских предметов, за исполнение чего им представлен счет в 10 ф. 15 шил. Но контора