Здесь обращают на себя внимание три отрасли, входящие в состав каждой постановки: 1) костюм, 2) декорация и 3) бутафория. Попытаемся рассмотреть декоративную и бутафорскую часть, оставим пока вопрос о костюме.
Отчеты свидетельствуют о том, что декоративное дело поставлено было на широких началах. Торговцы льняными товарами поставляют холст в большом количестве. В декораторской, установленной горшками с клеевыми красками всех цветов: синей, голубой, лазоревой, зеленой, желтой, красной, а также белой, черной, коричневой, серебряной, золотой и бронзовой, нередко происходила лихорадочная работа, и в таких случаях контора, не желая отпускать ленивых работников из мастерской, сама заботится и посылает за съестными припасами, уплачивая добавочные за сверхурочную ночную работу.
Декораторы со своими помощниками пишут оптом, получая по 12 пенсов с ярда, как в настоящее время у нас декораторы пишут с аршина. Знакомый нам Виллиам Лизард в 1579 г. получил заказ на семь городов, деревенского дома и зубчатой стены; позже в 1589 г. ему уже заказаны шесть малых городов и три зубчатых стены. Писанные холсты набивались и натягивались на подрамники, т. е. другими словами, существовала так называемая поделка декорации на дерево: так упоминается о тонком дереве, чтобы делать подрамники для домов, о брусках для реек, которые шли на тюрьму и зубчатые стены, о двух бревнах длиною по 20 футов каждое, чтобы из них сделать подрамник, который понадобится декораторам. Из названия материала, относящихся к «поделке», мы встречаем: брусья, сосновые слеги, балки, вязовые доски; рамы скрепляются винтами большого размера, крючками и петлями. Такие рамы, будучи больших размеров, могли быть складными; во всяком случае некоторые из них были не малые; для двух подрамников взята была за 11 шил. баржа, чтобы перевести их с одного берега Темзы на другой; судя по относительно высокой цене перевоза, кладь была изрядная.
Эти писанные на подрамниках холсты и были декорациями, которые ставились в виде большого заспинника сзади действующих лиц, невероятно, такого рода пристановки легко можно было двигать взад и вперед. Во всяком случае мы имеем основание предполагать, что в продолжение спектакля декорации менялись, а это можно заключить из того обстоятельства, что, называя пьесу и в иных случаях перечисляя, что нового для нее понадобилось, говорится, какие сделаны новые декорации. Так для одной пьесы: «История Серпедона», представленной в Уайтхол во вторник на масленой в 1580 г. актерами Лорда Камергера, были написаны три новых перемены: большой городской вид, лесная декорация и замок. Для другой пьесы, сыгранной так же в день св. Стефана в 1579 г. труппой Лорда Камергера, заново сделаны деревенский дом и городской вид.
Каковы же были эти писанные полотна?
Если принять во внимание, что от людей, близко стоявших к этому делу, требовалось понимание перспективы и архитектурных линий и