в котором зала частного помещения приспосабливалась для спектаклей, не был специально театральным зданием и был закрытым.
Play houses, построенные за чертой города, были народными театрами и в них происходили дневные спектакли, а в private theatres, находившихся в самом городе, представления давались вечером.
В 1596 г. мы имеем таким образом три рода спектаклей: первые два происходят вечером в закрытых помещениях, в залах дворцов и в зале частного дома, между тем как спектакли третьего рода происходят днем в народных полуоткрытых театрах. В этих трех разных типах нельзя усмотреть какой-либо связи. Между придворными и народными спектаклями лежала пропасть, — это были две крайние точки развития театрального дела в Елизаветинское время, но с 1596 г. сюда внедряется, как бы перекидным мостиком, промежуточная ступень в виде вечерних спектаклей частного закрытого театра. Нам известно, что публика этих спектаклей была более изысканна, чем не требовательная, грубая пестрая толпа, наполнившая play houses, где наряду с театральными представлениями уживались Знаменитые травли медведей бульдогами, пользовавшиеся таким исключительным успехом. Шекспир в Гамлете, упоминая о groundlings, т. е. о публике, находящейся в партере, говорит, что она ничего не смыслит дальше непонятных пантомим или крикливого шума.
Позволительно думать, что обстановочная часть вечерних спектаклей при искусственном освещении была несколько иная, чем обстановка дневных представлений народного театра. Вечернее представление по своему существу обязывает к большему, чем дневное. Частные театры, будучи Зрительными залами частных домов, по размерам своим были значительно меньше народных. В них также принимали участие детские труппы певчих, придавая школьный характер спектаклям, которые могли получить более благородную, так сказать, камерную форму по сравнению с дневными народными представлениями, и обиход придворного театра мог легче отразиться здесь, так как первый по существу своему был однороден с последним.
Если принять во внимание, что первый народный театр и первый частный театр принадлежали одному и тому же лицу, актеру Бербэдж, то разве нельзя допустить, что частный театр облагородил и улучшил обстановочную часть народного театра. Театр Глобус, основанный в 1598 г., т. е. два года спустя после блакфрайарского, явившийся на смену и прямым продолжением The Theatre, разве не мог получить несколько иную обстановочную физиономию, чем его предшественник?
С. Боянус.