Петроград, 17-го сентября 1922 г.
В дни, когда в силу совокупности общих условий нашей современной жизни самая обыденная работа стала чрезвычайно ответственной, когда самый факт пребывания в стране обязывает, мы начинаем работу колоссальнейшей ответственности и принимаем на себя безмерное обязательство, — выпускаем в свет журнал, посвященный вопросам искусства, имеющий прикрытием репутацию академического учреждения и сгруппировавший вокруг себя крупнейшие силы современного творчества.
Мы решаемся на этот шаг в полном сознании всей тяжести ответственности, падающей на нас с момента выхода нашего журнала. Но выпустить его мы считаем нашим долгом, своею прямою обязанностью.
Мы считаем, что не может и не должен молчать тот, кто в силу своего дарования, своих знаний и своего опыта обязан быть кормчим современной блуждающей мысли, обязан быть маяком в хаосе современных ощущений.
В дни, которые знаменуются упадком искусства, не может молчать стоящий у его истоков. В дни, которые знаменуются увеличением запросов к искусству, обязаны мы откликнуться на них. В дни наблюдаемой двойственности этих запросов — с одной стороны, пресыщенная прошлыми погружениями в искусство, ныне лишь жаждущая наркоза для возбуждения своих упавших нервов «публика», с другой — новый зритель, слушатель, читатель, буйный своей неискушенностью в эстетической культуре, с его молодой к ней жаждой, — в дни этой двойственности в дни, когда сами художники-исполнители убеждены в «тупике» искусства, когда они все чаще и чаще «принуждают» себя к «работе» и скорбно усмехаются при упоминании о «творчестве» — в эти дни не может не раздаться наш голос.
Наше слово — свободно. Мы чужды тенденциозности, пристрастия определенных вкусов, художественной партийности. Мы — трибуна, с которой должен услышать современник, и особенно новый слушатель, возможно более полное и беспристрастное освещение всех вопросов современного творчества, науки, исполнения и быта искусства; услышать анализ тех внешних условий, при которых вынуждено развиваться искусство; услышать сокровенную правду о тех внутренних переживаниях, которыми полны сейчас люди искусства.
Искусство, и особенно театр — не утратили своей магической силы и в наши дни. Но всегда ли сила эта направлена в нужную или даже просто положительную сторону? Но сознают ли эту силу и те, кто своим творчеством приводят ее в действие? Но сознают ли те, кто, часто с восторгом, но безотчетно, отдают себя во власть этой силы, всю глубину ее воздействия, творящего под час перерождение? Многие ли «из малых сих» ведают правду о том, где есть это великое искусство