зуясь мертвыми понятиями, пытается убедить. И иначе быть не может, ибо ни одно искусство не дает ощутить столь несомненно жизненную данность, воплощаемую в построениях энергетического мировоззрения, и ни одно искусство не позволяет себе столь полного овладения материалом (преобразование веществ), как это делает музыка, пребывая в состоянии неустойчивого равновесия, т. е. в постоянном стремлении к недостижимой (в пределах данного комплекса звучаний) точке опоры. Ибо с достижением этой точки круг смыкается и цикл звучаний завершается. Развитие современной инструментальной музыки достигло гибкого претворения звучащих элементов — по принципу образования некоего единства из малых величин. Претворения в излучаемые тембры (динамика звукоцвета) в скользящие линии, возрождающиеся, расцветающие и истаивающие; в соотношения объемов в движении переливающихся, и сочетающихся в красочно-композиционное целое.
Только в музыке, в искусстве динамического становления темп и ритм современной жизни раскрываются чувству в непосредственной данности, а мысль находит вечно изменчивую систему отношений, в своей изменчивости спаянной железной логикой конструктивности, о которой слово вряд ли может дать понятие тому, кто не умеет слышать музыки.
Не к музыке должны идти требования от передовых идей современности, ибо идеи эти сами по себе уже связаны с духом музыки, и разрушающим и созидающим. Живопись современная обрела свои истоки в преломлении начала музыкальности. Многое в современной философии становится постижимым лишь при переводе понятий в сферу музыки, и чисто музыкальная данность — мелодия яснее, чем бесчисленный сонм слов, передает смысл понятия длительность и в своем звучании раскрывает данность органического единства элементов, возникающих, протекая друг за другом, каждый обусловленный всем предыдущим и в свою очередь обусловливающий последующее движение.
И не гордость, а убежденное сознание в жизненной правде выражения, присущего музыке, должно побудить современного композитора потребовать от общества внимания к его творчеству и к музыке в целом, потому что познание нашего искусства открывает путь к познанию жизни, явленной в творческом преломлении современного человечества, а наслаждение музыкой доставляет радость непосредственного касания таинственных процессов, что символически связаны с понятием: энергия.
Игорь Глебов.
На повороте.
Новое время, новые птицы, новые песни.
Мы всколыхнулись, оглянулись на старое, начали его переоценивать.
О, в этом старом много хорошего! Традиции, те славные традиции, которые не требуют слепого поклонения обветшалым идолам, и зовут к исканию света и правды, зовут к прогрессу, к выявлению тех сторон жизни, что волнуют нас, вот что первым долгом надо было сохранить. Но и на этих традициях насело много реликвий прежнего фетишитизма, от которого следовало отвернуться, как от скверного тлена. А очищать от пыли и паутины то живое и хорошее, что оставил нам старый театр — надо было осторожно, — «sine ira».
Начались словопрения. Слово — великое дело, — Гёте заставил Мефистофеля сказать:
Mit Worten laszt sich trefflich streiten,
Mit Worten ein System bereiten,
An Worte laszt sich trefflich glauben,
Von einem Wort laszt sich kein Jota rauben!