и где отсутствует оно, не взирая на заманчивую для наивных яркость фальшивой радуги подделки.
Мы должны восстановить обретенную было, но вновь утраченную ныне связь между творчеством художника и воспринимающей его творчество средой.
Мы должны вызвать в художнике меркнущее сознание необходимости неизменно оставаться на высоте общественного уважения и вновь обрести действенную энергию стремиться к неуклонному совершенствованию.
Мы должны пробудить зрителя, слушателя, читателя к деятельному сознательному участию в содействии успехам развития и совершенствования искусства; мы должны вывести его из пассивного, в лучшем случае, сострадательного созерцания и ввести в круг сознательного активного мышления, на которое он не только имеет право, но к которому он обязан.
Выполнить это — наш долг. В тяжелое трудное время приступаем мы к выполнению этого долга, но трудность времени не устрашает нас, а побуждает.
В мир рождается еще одно свободное слово об искусстве, этом вечном источнике красоты, нравственное значение которого бесконечно. Мы не знаем, будет ли оно достаточно громким, не знаем будет ли оно облечено в красивые наряды. Но одно мы знаем твердо — наше слово будет честным и правду мы скажем до конца.
Это наш долг и мы исполним его так, как умеют делать это люди того великого времени, какое переживаем сейчас все мы.
Перед сезоном.
В тяжелых напряженных условиях начинается новый сезон.
Значительно осложнилась экономическая сторона театрального быта. Несомненно утомилась публика обилием театральных зрелищ всякого рода, в большинстве случаев, лишь дискредитирующих искусство то сознательным, то бессознательным цинизмом как репертуара, так и исполнения. Болезненно сказывается даже и на академиках нашего искусства «безвоздушное пространство», в которое силою обстоятельств погружены все мы, лишенные широкого общения и, следовательно, возможности освежить свой репертуар и свое исполнение. Катастрофически летят в пропасть даже крупные театральные предприятия.
Естественно, что такие условия особенно сильно отражаются на театральном творчестве, носители которого отмечены столь болезненной впечатляемостью, и нет ничего удивительного в том, что отражение этих событий на исполнителях значительно понижает тонус их творчества.
Коллективные и частные предприятия в этих тяжелых условиях имеют одно несомненное преимущество перед академическими театрами — прекращение работы коллективных либо частных предприятий, в конечном результате, всегда возможно в тот момент, когда ими будет сознана невозможность дальнейшей борьбы с суровой действительностью, и это прекращение деятельности влечет за собою, правда, весьма грозные, но исключительно одни только материальные последствия для большого количества работников искусства.
Совершенно иначе обстоит дело с академическими театрами. Не говоря уже о том, конечно, что прекращение их деятельности, в свою очередь дало бы ту же экономическую катастрофу для двух тысяч работников искусства, деятельность