бесчисленные аксессуары театрального действа. Эта работа грандиозна по тому масштабу, в котором она сейчас ведется. Эту часть академических театров нельзя характеризовать немногими словами и ей мы, начиная с ближайшего номера, уделим в нашем журнале ряд последовательных очерков, дабы поняла, наконец, широкая публика всю грандиозность заданий работы академических театров. Сейчас мы, упоминаем об этих лабораториях потому, что в данный момент в них более чем где-либо творится новый сезон и именно от них протягиваются начала нитей его сложных сплетений.
И мы глубоко убеждены, что эта лихорадочная работа «театрального тыла» не может не заразить и «театральный фронт», — наши славные бойцы, вновь войдя в столь любимую ими боевую атмосферу, увидя себя окруженными столь любовно и дружно работающими тыловиками, вдохновятся их горениями и вновь впишут еще одну славную страницу в историю русского театра, которая будет тем ярче, что впишется она в столь густые театральные сумерки.
I.
Театр оперы открывается в сезон 1922−1923 г.г. со значительно сокращенной оперной труппой и без надежды в ближайшее время пополнить свой состав свежими оперными силами, за полным их отсутствием на русском театральном рынке.
Это обстоятельство вынуждает руководителей оперы думать, скрепя сердцем, о приглашении в предстоящем сезоне ряда зарубежных певцов, включая и некоторых, современных итальянских знаменитостей.
Деятельность оперы будет протекать в трех театрах, из которых каждый будет иметь свой собственный стиль. Мариинский театр остается основным фундаментом, на котором покоятся все русские оперные академические традиции. Отсюда и задача его возможно художественнее эти традиции выявить. Поэтому, на предстоящий сезон репертуар Мариинского театра намечен значительно строже, нежели прежде. Так, например, из него совершенно исключен Пуччини, перенесенный в Михайловский театр и из 25-ти опер его репертуара 17-ть отдано русским, авторам. Кроме того, по-прежнему в этом театре сосредоточены оперы, требующие больших и сложных постановок.
Михайловский театр призван оправдать свое наименование — «Малый Оперный театр». Родившись, как оперный театр, из театра «Комической Оперы», он не порывает общим стилем своей физиономии с истоками своего бытия — здесь культивируется «малая» по размерам, постановке и формам опера, в большинстве случаев близкая по духу opera comique. Исключения составляют оперы Чайковского, Корсакова, Рахманинова, включенные в репертуар Михайловского театра, по соображениям чисто технического характера. За этим исключением, остальные 20-ть опер являют собою чрезвычайно определенную линию своеобразного стиля «малой оперы».
Кроме этих двух театров организуется «Студия Оперного театра». Создание студии вызывается сложными обстоятельствами. С одной стороны, выдающихся новых оперных артистов, как уже сказано выше, на горизонте не видно. С другой стороны, опыт приглашения готовых артистов из прочих театров дал отрицательные результаты, в виду полного несоответствия «навыков» этих готовых артистов академическим традициям. Эти обстоятельства и привели к мысли о создании оперной студии, целью которой будет воспитание в духе академических традиций молодых оперных артистов и тем самым подготовка их к академической сцене.
В предстоящем сезоне в Мариинском театре возобновляются: «Зигфрид» Вагнера, «Аида» Верди, «Орфей и Эвредика» Глюка, «Хованщина» Мусоргского, «Садко» и «Млада» Римского-Корсакова и «Чародейка» Чайковского.
В Михайловском театре — «Ифигения в Тавриде» и «Королева мая» Глюка, «Гензель и Гретель» Гумпердинка, «Фауст» Гуно, «Бокаччио» Зуппе, «Похищение