Музей имеет наименование «Музей Государственных Академических Театров», в нем пока среди выставленных предметов преобладают предметы мемориального характера, но его программа имеет в виду государственный музей театра в широком смысле слова (драма, опера, балет, театр народный, кинематограф, цирк и т. д.), музей театра — в его прошлом, настоящем и в исканиях театра будущего. Задачи, вытекающие из такой программы Музея, очень сложны и трудны, в особенности при новизне у нас музейно-театрального дела, при отсутствии сколько-нибудь выработанных методов и при крайне малом количестве специалистов. Излагать эти задачи здесь, в краткой заметке, не представляется возможным, но в общих чертах, работа Музея и его подход к делу могут быть охарактеризованы в немногих словах.
Как во всяком новом музее, значительная часть его деятельности посвящена собиранию материала и сведений о материале на местах, в театрах, в разного рода хранилищах, в частных собраниях. В отношении театра прошлого это — собирание в собственном смысле слова. Что касается театра современного, то здесь Музей не может ограничиваться простым собиранием готового материала, приобретением эскизов, макетов и т. п.; здесь его деятельность должна быть направлена на, так сказать, создание самого материала: он должен был бы планомерно и интенсивно фиксировать различные моменты спектакля путем простых и кинематографических снимков, зарисовок, путем записей при помощи фонографа и т. п. К сожалению, при отсутствии у театров соответствующих кредитов это остается пока мечтой, хотя нет никакого сомнения в том, что впоследствии будут очень горевать об отсутствии надежного материала для изучения театра в такой исключительный момент, какой переживает он теперь в России.
Говоря о собирании материала, необходимо отметить, что театральный музей, если иметь в виду живое и нужное учреждение, нельзя мыслить как учреждение, полное статического покоя: театральный музей, с одной стороны, должен поспевать в собирании материала за быстро несущейся жизнью театра, с другой — на его обязанности лежит ставить научное обследование таких сложных явлений, как, например, Театры Александринский и Мариинский в их внешней и внутренней жизни, столь же всесторонне и методологически правильно, как это делают в отношении интересующих их явлений авторитетные музеи, работающие в других областях. Параллельно с собиранием материала в Музее идет его регистрация, распределение на материал для выставки и материал резервный (необходимый для специальных работ), его изучение и, прежде всего, изучение его собственно театрального значения, что представляет специфическую и одну из существеннейших особенностей театрального музея.
Далее следуют вопросы о выставке коллекций. В настоящее время выставка в Музее имеет характер по преимуществу мемориальный, но Музей имеет в виду ряд иных принципов. Так, в настоящее время Музей подготовляет выставку комплекса материалов, которые должны дать представление о некоторых моментах постановок «Руслана и Людмилы». Необходимо отметить при этом, что в отношении выставки коллекций, пред музеем стоит ряд вопросов огромной трудности. Как ни высока в настоящее время музейная техника вообще, театральный музей не может воспользоваться ею механически в виду совершенно особых заданий и свойств материала. Так, например, в театральном музее должен быть заново проработан вопрос о манекенах и шкафах для них, ибо музей обязан считаться с тем, что театральный костюм на сцене выступает на фоне декорации, в сочетании с другими предметами, в условиях исключительных световых эффектов и т. п.
Затем перед Музеем стоит еще одна чрезвычайно важная задача. В раскаленной атмосфере театра необыкновенно быстро сгорают в работе театральные вещественные памятники, и Музей чувствует на себе обязанность в какой-то мере взять> на себя разработку вопроса по охране памятников театра, имеющих музейное значение, от порчи, уничтожения, искажающей реставрации. Музей, конечно,