С 1907 года А. И. состоит председателем общества Драматических Писателей и Оперных Композиторов. Со времени основания этого общества двадцать с лишним лет стоял в главе его Островский. После краткого правления Чаева, вступил в управление им Шпажинский, а со смертью его, отправляет эти обязанности Южин.
Остается пожелать, чтобы в марте, когда кончится его отпуск, он вернулся к нам полным сил, бодрым и таким же жизнедеятельным, каким мы его знали до сих пор.
Библиография.
Артисты Московского Художественного Театра за рубежом. Издательство «Наша Речь». Прага. 1922.
62 стр. + 28 иллюстр. Цена не обозначена.
В летописи русской культуры заграницей совершенно особое место займет история зарубежных гастролей группы артистов Московского Художественного Театра, событиями гражданской войны отрезанных в июне 1919 г. в Харькове от родной Москвы и силою обстоятельств вынужденных в течение трех почти лет творить свое искусство на чужбине.
Гастроли эти, насколько можно судить из дошедших до нас сведений иностранной печати, были победным шествием русского театра по Грузинским, Болгарским, Сербским, Хорватским, Чешским, Австрийским, Германским и Скандинавским землям и обратились в сплошной триумф русского искусства.
Вполне понятен тот интерес, который возбуждает книга, написанная в значительной своей части самими участниками этой поездки. Однако, содержание ее несколько разочаровывает читателя, ожидающего сведений «исторических» и вместо этого получающего материал только мимолетно связанный с заглавием издания. Вообще заглавие книги почти не отвечает ее содержанию и в этом главный ее недостаток.
Перед нами сборник статей под общей редакцией С. Р. Маковского. Открывается он кратким историческим очерком С. Л. Бертенсона «Московский Художественный Театр», где в сжатом виде дается обзор жизни и деятельности Театра за все 23 года его существования и рассказывается о том, как славный «Дом Чехова», всегда мыслимый единым и неделимым, распался на две группы: одна осталась в Москве, другая очутилась заграницей. Приходится пожалеть, что автор чересчур краток и за более подробными сведениями о заграничной работе Театра отсылает к статье С. Маковского, помещенной в № 1 Берлинского русского журнала «Жар-Птица». Следующая статья «Наш Театр» принадлежит перу артистки М. Н. Германовой, которая с большой любовью и искренностью разъясняет какую ценность являет Московский Художественный Театр для самих его актеров. Читая эти строки, мы приобщаемся к традициям Театра, к его этике.
Р. Краснопольская в своих статьях «К. С. Станиславский» и «Три Секунды» (Вл. И. Немирович-Данченко) дает беглые характеристики духовного образа обоих создателей Театра. Вычурность и слащавость изложения совершенно не соответствуют задаче темы.
О том, как создавался Художественный Театр и, поскольку, был с ним связан Чехов, рассказывает О. Л. Книппер-Чехова. Прекрасная артистка счастливо сочетала свое артистическое дарование с литературным талантом. Воспоминания ее написаны мастерски и читаются с захватывающим интересом, а страницы, посвященные описанию последних минут творца «Чайки», запомнятся навсегда своим душевным трепетом и благородной простотой…
В. И. Качалов с большим юмором делится воспоминаниями о начале своей артистической карьеры и статья его «Мое знакомство с Художественным Театром» — прекрасный материал для будущего биографа этого выдающегося артиста.
Автобиографический отрывок Е. Н. Чирикова о том, как впервые, при знакомстве с театром Станиславского и Немировича-Данченко, в нем загорелось сердце драматурга сам по себе и любопытен, но мало вяжется с замыслом книги.
Две заключительные статьи сборника С. К. Маковского «Гамлет-Качалов» и В. А. Кадышева-Амфитеатрова «Братья Карамазовы» непосредственно связаны с наиболее крупными постановками репертуара зарубежной труппы Художественного Театра и весьма ценны как образец серьезней литературной критики.
Книга снабжена превосходным воспроизведением в красках портрета Станиславского пастели Серова, отличной фотографии Немировича-Данченко и иллюстрирована фотографиями всех членов труппы, причем, артисты сняты в наиболее характерных гримах. Вся внешность издания превосходна.
Приходится еще раз пожалеть, что столь интересная тема, какая дана заглавием книги, затронута очень поверхностно и нужно надеяться, что в будущем появятся другие материалы, подробно светящие любопытный для историка театра эпизод развития русского сценического искусства за границей.
Л. С.
Briefe von Josef Kainz. Mit einem Vorwort heraus-gegebenen von Hermann Bahr. 204 Seiten Nicola Verlag. Wien-Berlin-Leipzig-Munchen 1921. Цена не обозначена.
В истории немецкого театра одно из почетных мест принадлежит Иосифу Кайнцу (1858−