постараюсь объяснить тебе, что она доставляет зрителям не только наслаждение, но и пользу, укажу, в какой мере она воспитывает, обучает и уравновешивает душу смотрящих на нее, изощряет их вкус прекраснейшими зрелищами, заполняет их слух дивной гармонией и обнаруживает некую общую красоту души и тела. А если пляска осуществляет все это с музыкой и ритмом, то за это, пожалуй, она не заслуживает порицания, а скорее похвалы.
Кратон. У меня, конечно, нет достаточного досуга, чтобы слушать безумца, восхваляющего свою болезнь; но если ты хочешь вылить мне какой-нибудь свой вздор, то я готов оказать тебе эту дружескую услугу и предоставить свои уши; пожалуй, смогу даже без воску выслушать эти пустяки. Так вот я буду теперь молчать перед тобой, а ты говори, сколько хочешь, как будто тебя никто не слушает.
7. Ликин. Прекрасно, именно об этом я и просил больше всего. А немного спустя ты узнаешь, покажется ли тебе вздором то, что я собираюсь сказать. Прежде всего, ты, повидимому, совершенно не знаешь того, что занятие пляской — вещь не новая и началось не со вчерашнего или третьего дня, ну, например, во время наших праотцев или их родителей; но те, кто наиболее правдиво выводят родословную пляски, могут сказать, что и она возникла с первоначальным рождением всего, так как появилась вместе с знаменитым древним Эротом. Ведь и хоровод звезд и сплетение подвижных планет с неподвижными, их согласное общение и благоустроенная гармония служат доказательством этой первоначальной пляски. И вот, возрастая мало по малу и стремясь всегда к расширению и улучшению, она теперь, по-видимому, достигла верха совершенства и стала разнообразным и вполне гармоничным благом многих муз.
8. Говорят, что впервые нашла усладу в этом искусстве Рея и приказала плясать Корибантам в Крите и Куретам во Фригии. От этого искусства их она получила не малую пользу: танцуя вокруг Зевса, они спасли ей его. Поэтому Зевс справедливо может признать, что обязан им своим спасением, так как, благодаря их пляске, избежал отцовских зубов. А плясали они вооружёнными, потому что ударяли в это время мечами о щиты и прыгали, как будто воинственный пыл внушен был им свыше. Впоследствии все храбрейшие из Критян стали усердно этим заниматься и сделались отличными плясунами, и это были не только частные лица, но и люди, более близкие к царям и желавшие первенствовать. Поэтому и Гомер назвал Мириона плясуном не потому, что желал опозорить его, а отличить. И действительно, он выдавался среди всех и был известен в искусстве пляски, так что это знали про него не только греки, но и троянцы, хотя они и были врагами. Они видели, думаю, и проворство его на войне и равномерность движений, которые он приобрел от пляски. Так приблизительно говорят и стихи:
«Скоро-б тебя, Мирион, не смотря, что плясатель ты быстрый,
«Скоро-б мое укротило копье».