И однако оно его не «укротило», так как, закаленный в искусстве пляски, он, полагаю, легко избегал пускаемых в него дротиков.
9. Я могу назвать и многих других героев, упражнявшихся в этом и сделавших из этого занятия искусство, но, думаю, достаточен будет пример Ахиллова сына Неоптолема. Он очень отличался в пляске и прибавил новый прекраснейший вид ее, названный по его имени «Пиррихием», да и Ахилл, слыша подобные рассказы про сына, думаю, радовался этому больше, чем его красоте и прочей доблести. Ведь пляска Пирра разрушила и сравняла с землею непобедимый дотоле Илион.
10. Лакедемоняне, которые слывут самыми храбрыми из греков, научились от Кастора и Цолидевка исполнять кариатийский танец — есть и такой вид пляски, которому обучают в Кариях, городе Лаконики — и ныне во всех своих делах призывают на помощь Муз, так что даже и сражаются под флейту и ритм и вступают в бой равномерным шагом; и первый сигнал к битве у Лакедемонян подает флейта. Поэтому они и побеждали всех, руководимые музыкой и соразмерностью движений. И теперь ты можешь видеть, что их юноши столько же учатся пляске, как и сражению с оружием. Когда они перестают бороться в рукопашную и взаимно колотить друг друга, состязание у них оканчиваете пляской. Именно, флейтист сидит по середине, играя на флейте и ударяя ногой, а они следуют друг за другом в ряд и, ритмически выступая, показывают всевозможные фигуры, то воинственные, то немного спустя хороводные, угодные Дионису и Афродите.
11. Поэтому и песня, которую они поют во время пляски, служит приглашением Афродите и Эротам, чтобы эти божества приняли участие в процессии и плясали вместе. А другая песня — их поется две — содержит даже наставление, как надо плясать. Именно, они говорят: юноши, отставляйте ногу дальше и выступайте бодрее, то есть пляшите лучше. Так же поступают и пляшущие, так называемый, танец цепи.
12. Цепь — совместный танец юношей и девиц, водящих хоровод по одному человеку и действительно похожих на цепь. Ведет хоровод юноша, пляшущий юношескими прыжками, такими, какими он впоследствии воспользуется на войне; за ним следует девушка, поучающая женский пол вести хоровод благопристойно, так что как будто сплетается цепь из скромности и доблести. Равным образом есть у них и танец «гимпопэдии».
13. Я пропускаю то, что Гомер в описании щита говорит об Ариадне и хороводе, который устроил для нее Дэдал, так как ты читал это; по той же причине не упоминаю и про двух плясунов, которых поэт называет там «головоходами», предводителей хоровода, и еще, что он упоминает на том же щите: «Юноши хорами в пляске кружатся», словно Гефэст изобразил это на щите, как нечто самое прекрасное. Вполне естественно также, чтобы наслаждались пляской Фэаки, народ изнеженный и живущий среди полного блаженства. Поэтому то Гомер и говорит, что Одиссей больше всего дивился их пляске и смотрел на «сверканье» их ног.