пойкой на пиршествах и среди опьянения, сильные и тяжелые прыжки поселян, часто пляшущих под женскую игру на флейте, что и теперь еще не редко встречается в деревнях; нет, это не имеет ничего общего с нынешней пляской. Ведь и Платон в «Законах» одни виды ее хвалит, а другие совершенно отвергает, разделяя их на доставляющие наслаждение или пользу и устраняя более непристойные из них, а другие предпочитая и даже восхищаясь ими.
35. Только это я и желал сказать о самой пляске; ведь было бы нелепо удлинять рассуждение приведением всех подробностей. Теперь же изложу тебе, чем надо обладать самому плясуну, какие упражнения ему подходят, что он должен знать и чем он может усовершенствовать свое дело. Я хочу доказать тебе, что это искусство не принадлежит к числу легких и скоро преодолимых, но предполагает самое точное знакомство со всеми науками, не только с музыкой, но и ритмикой, геометрией и особенно с твоей философией, как естественной, так и нравственной ; а третью ее часть, диалектику, пляска признала для себя излишним любопытством. Но она не отдалилась и от риторики, а причастна и ей, поскольку выражает нравы, и страсти, к чему усердно стремятся и риторы. Не чужда она и живописи, и пластики, но явно и сильно подражает их стройной соразмерности, так что ни Фидий, ни Апеллес не должны, по-видимому, заслуживать пред нею какого либо предпочтения.
36. Преимущественно же надлежит плясуну снискать себе милость Мнемосины и дочери ее Полимнии, и он должен стараться помнить обо всем. Действительно, плясуну, на подобие Гомерова Калханта, надо знать «все, что минуло, что есть и что будет», так, чтобы от него ничего не ускользало, и память легко ему служила. А что касается главной задачи пляски, то она состоит в умениии подражать, указывать, объяснять мысли и обнаруживать неизвестное, и что Фукидид сказал, превознося Перикла, то может служить наивысшей похвалой и для плясуна, а именно понять, что нужно, и объяснить это, а под объяснением я разумею теперь наглядное изображение каждой в отдельности фигуры.
37. Все содержание для этого занятия дает, как сказано выше древняя история, которую плясун должен как легко помнить, так и наглядно изобразить. Ему надо знать все, начиная с самого хаоса и первоначального рождения мира вплоть до событий времени Египетской Клеопатры. Таким промежутком времени надлежит ограничить у нас разносторонние знания плясуна, а в особенности должны быть ему известны между этими двумя датами холощение Урана, возникновение Афродиты, битва Титанов, рождение Зевса, обман Реи, подкладывание камня, узилище Крона, раздел трех братьев.
38. Потом последовательно: восстание Гигантов, кража огня, лепка людей, наказание Прометея, сила того и другого Эрота, а затем: блуждание Делоса, родильные муки Латоны, уничтожение Пифона, посягательство Тития и нахождение середины земли путем слета орлов.