лицо огнем горит. Д. Да и нога из меди у нее? КС. Да, а другая из навоза». Точное значение имени неизвестно. Древние неудачно объясняли его, как «одноногая» ; новые филологи толкуют или как «высасывающая кровь», или как «хватающая», или как «божество дороги», т. к. она была в свите богини Гекаты. Гете во II части «Фауста» выводит «тетку Емпусу с ослиною ногою» (ср. перевод проф. Холодковского, Пг. 1914, т. I, стр. 290).
ГЛАВА 20. Салии] Жреческая коллегия, учрежденная по преданию вторым римским царем Нумой Помпилием. Самое слово в переводе значит «прыгуны». Они ежегодно в марте месяце, в праздник бога Марса, исполняли в священных местах Рима (а также и в других частях Италии) особый торжественный танец, причем сильно ударяли ногою о землю и копьями о щиты. Новейшее исследование о них принадлежит Cirilli : Les prêtres danseurs de Rome. Etude sur la corporation sacerdotale des Saliens (Paris 1913). Выводы автора его учитель Тутэн (Toutain) резюмирует в предисловии так : «после вежливой, но твердой критики мнений Гельбига и Виссовы, которые видят в Салиях жрецов бога войны, Марса, и мнения Фразера, который старается связать танцы салиев с земледельческими, и отсюда даже рассматривает их, как полевых жрецов, Сирилли излагает собственное мнение. Он указывает, что Салии были созданы для охраны щитов-талисманов, символов Марса, что это создание их совпало без сомнения с введением металлургии в Италии ; что в основе танцев Салиев лежат магические танцы Критских кузнецов, воспоминание о которых сохранилось в легенде о Куретах (см. выше, гл. 8), и что существенный ритуальный акт, шум, производимый ударами оружия, имел целью удалить всякое дурное влияние, всякого враждебного духа или демона».
ГЛАВА 21. …Приап] Это божество обычно считалось олицетворением неисчерпаемой силы природы, в ознаменование чего изображалось с большим срамным удом. Но здесь Приап появляется в роли воинственного божества, родственного с Титанами, врагами Зевса, или жрецами Реи, идейскими (от горы Иды в Малой Азии) Дактилами, так как и Титаны и Дактилы изображались с тем же атрибутом, что и Приап. См. Kaibel в Götting. Gel. Nachrichten, phil.-hist. Klasse 1901, 488 f.f.
ГЛАВА 22. …в честь Диониса и Вакха] Собственно говоря, это одно и то же фракийское божество. Дионис, вероятно, значит «сын Зевса», а Вакхом он именовался от торжественных оргий, которые справлялись в его честь.
…кордак, сикиннида и эммелия] См. ниже гл. 26-ю и примечание.
…сатиры, слуги Диониса] Сатиры представляли собою помесь человека с козлом (греч. tragos, откуда и произошло слово «трагедия» — песнь козлов, так как первоначальный хор носил маски сатиров).
…Тирренцев] По-латыни Этрусков, жителей северной Италии.
…Индийцев] «Триумф Вакха в Индии» — балет, исполненный в присутствии Людовика XIV в отеле Крека. Xудеков, II, 226.
…перечисляя самое прекрасное] В «Илиаде» XIII, 636 сл.
… он же говорит] Нижеследующие два стиха слиты из «Илиады» XIII, 730 и «Одиссеи» I, 421.
ГЛАВА 24. …видел муз] См. поэму Гесиода «Феогонию» (о происхождении богов), ст. 22 слл. (перевод Властова, стр. 151).
…«вкруг голубого источника…»] «Феогония», ст. 3 сл. Ср. Либаний, стр. 436.
ГЛАВА 25. …Пифийцу] Аполлону Дельфийскому. Ср. Либаний, стр. 438.
…достойным изучения] Ср. «Пир» Ксенофонта II, 16, где Сократ говорит: «Я заметил, что во время танцев ни одна часть не остается без дви-