и вывел из лабиринта. Изгибы и повороты, которые проделывала эта молодежь, держась за руки, напоминали с одной стороны запутанные извилины Лабиринта, а с другой способ полета журавлей, от чего и произошло название танца. Он напоминает современную фарандоль. Ср. Emmanuel, 251 слл. (с рис.) ; Dictionnaire, IV, 2, 1304 сл. (с рис.) ; Худеков I, 220 (с рис.); Castile Blaze, 12. Ср. Новерра II, 214 : «Фигура, которая представляла удлиненный треугольник, была очень неуместно названа «танцем журавля». Эта фигура была подобиетой, которую представляет отлет аистов».
…происходящей на попойках]. Эти пьяные и застольные танцы осуждает и Платон в «Пире» и «Протагоре». Ср. наставление Новерра (I, 24) : «Пока голова танцоров не будет руководить их ногами, они будут всегда заблуждаться».
…в «Законах»] Перевод В. Оболенского, стр. 306: «Пляска разделяется на два рода : один подражает в благоприличии прекраснейшим телам ; другой изображает низкие и смешные положения худых тел. Каждый из сих родов опять разделяется на два другие : важный род изображает тела прекрасные и душу мужественную в трудах воинственных ; или выражает в счастии скромность и в наслаждении умеренность. Сия пляска правильно называется мирною; первая же воинственная»… и т. д. (по греч. текст} VII 814, слл.).
ГЛАВА 35… с музыкой] Этого же требует и Новерр I, 37 сл.; ср. II, 73, где он же говорит : «Музыка была для меня особенно большой подмогой ; я диктовал ей жестами, и она писала ; я рисовал ей страсти, и она наводила на них краски ; она прибавляла силы и энергии к чувствам и аффектам, которые я ей чертил»… О значении музыки для балета вообще и для балетов Дидло в частности ср. любопытные замечания в статье А. П. Глушковского «О балетном искусстве в России. Продолжение воспоминаний о Дидло» в «Пантеоне» (№ 8 август, 1851), стр. 15−17.
…геометрией]. Легкое знакомство с геометрией признает необходимым и Новерр, I, 33. Это положение усвоил наш знаменитый балетмейстер Петипа, в бумагах которого оказалось множество листов с геометрическими рисунками, сделанными его рукой (Борис Романов «Заметки танцовщика» в «Бирюче» № 7 (16−22 декабря), стр. 37).
…с твоей философией] Ср. знаменитое наставление Новерра I, 28: «Дети Терпсихоры, …заботьтеся о благородной пантомиме ; не забывайте никогда, в чем состоит душа вашего искусства; влагайте остроумие и рассудительность в ваши pas de deux»…и т. д. Отсюда видно, что требования античного автора шли гораздо дальше.
…диалектику] Т. е. искусство вести ученые рассуждения.
…живописи] Ср. Новерр I, 35: «сможет ли балетмейстер иметь успех если он не соединяет все стороны и качества, которые образуют великого живописца»? Ср. II, 73 : «Живописи я особенно обязан долей моего успеха»
…пластики] Вместо нее Новерр с большим правом ставит анатомию (I, 35 ; II, 133). Но наше время опять выдвигает пластику, ср. «Мысли о современном балете» В. Светлова (Ежегодник, 1909,кн. 6−7, стр. 35 и 47) где читаем: «По мнению Дункан, сценический танец есть культ пластики и танцовщица — одухотворенная статуя, реализованный миф о Галатее» и «Вот почему можно быть уверенным, что современный балет, вступив на путь новых исканий, разовьется в прекраснейшее искусство одухотворенной пластики».
…Фидий] Знаменитый афинский ваятель, творец т. н. Зевса Олимпийского (V в. до Р. Хр.).