ГЛАВА 50. …Алфею-головню] Калидонской царице Алфее, когда ее сыну Мелеагру исполнилось 7 лет, богини судьбы дали головню и сказали : «Когда сгорит эта головня, твой сын умрет». Алфея, конечно, спрятала головню. Когда Мелеагр был юношей, он принял участие в охоте на чудовищной величины Калидонского вепря, убил зверя и подарил его шкуру красавице Аталанте. Два брата Алфеи отняли шкуру у Аталанты, и Мелеагр за это убил их. Когда весть об этом дошла до Алфеи, она бросила головню в огонь, и Мелеагр сейчас же умер. Один из древнейших мифов, где проглядывают следы той эпохи, когда первенство в семье принадлежало женщинам (т. н. матриархат). «Аталанта, побежденная Гиллемером» — мифолог, балет в 1 д., соч. Бодри. Москва, 1824. Ежегодник, 1900−1901, 2, стр. 71 (нет у Сильво).
…реки] Т. е. бога реки Ахелоя за красавицу Деяниру.
…Сирен] Дочерей бога реки Ахелоя. «Остров Сирен» — балет в 1 д., соч. Регеля и Гасрейтера. Вена, 1892. Худеков, III, 376.
…Эхинадских островов] Нимфы, которые приносили жертвы всем местным богам, кроме Ахелоя, в наказание за это были оторваны с землею, на которой приносили жертву, и превращены в острова недалеко от устья Ахелоя.
…Алкмеона] Убившего свою мать Эрифилу за то, что она выдала убежище его отца. Мучимый Эриниями, олицетворенными угрызениями совести, он нашел успокоение только на Эхинадских островах, так как во время его злодеяния их еще не освещало солнце.
…Несс] От пропитанного его кровью платья погиб Геркулес, см. выше гл. 41-ую. Это — сюжет «Трахинянок» Софокла. «Смерть Геркулеса» — траги-пантомимный балет К. Лепика в 5 д. 4 ноября 1796 г. Гатчина (за два дня до смерти Екатерины II). 1815 СПБ. в постановке Огюста Пуаро. Сильво, стр. 80.
ГЛАВА 51. …Орфея] Знаменитый певец. Потеряв свою жену Евридику, он возненавидел женщин, за что те растерзали его на части. Его голова на лире приплыла к острову Лесбосу, где с тех пор стали процветать пение и музыка. «Орфей» — траги-комедия в 3 д. Музыка Луиджи Росси, племянника папы Урбана VIII. Танцы соч. Бальби. Париж 1647. Худеков, II 225. — «Орфей и Эвридика» — героич. драма в 3 д.; музыка Глюка, текст Молле. Париж 1774. Худеков, III 66. — «Орфей и Эвридика» — балет с пением (вероятно, сочинение Августа Бухнера с музыкой Гейнриха Шютца. Дрезден 1638). Москва 1672 (1673) (1675). Кремль. Комидийная палата. — «Орфей в аду» — музыкальная комедия с плясками духов сочинения Франца Фюршта. СПБ. 1730. «Орфей и Эвридика» — балет Локатели и Сакко. СПБ. 1757 (?). — «Орфей» — балет в 1 д. СПБ. 1795. — «Орфей и Эвридика» — балет Вальберга СПБ. 1808. Сильво, стр. 57 сл. «Орфей и Евридика» — бал. в 3 д. Пинючи. М. 1798. X. 28. — «Орфей и Евридика» (Orfeo ed Euridice) — театр, действ. с муз., стихотворство Калцабиджи, муз. Глука, бал. И. Стакельберха. СПБ. 1782. Всеволодский-Гернгросс, стр. 43. Про представление «Орфея» в Москве в XVII в. (вероятно, первого у нас балета) сохранилось современное свидетельство Якова Рейтенфельса («Сказания светлейшему герцогу тосканскому Козьме Третьему о Московии. Падуя, 1680 г.». С латинск. перевел Алексей Станкевич. М. 1906, стр. 89) : «Хвалебные стихи, пропетые царю Орфеем, прежде чем он начал плясать между двумя движущимися пирамидами, я нахожу нужным привести здесь… (Они были немецкие) : «…Итак, зазвучи же приятно, струнный мой инструмент, а ты, гора-пирамида, приплясывай под мое пение!»