дочь Поликрата ездила в Персию, чтобы просить у царя Дария отмщения за смерть отца.
…болтовня Тантала] О доверяемых ему тайнах богами, запросто приходившими к нему в гости.
…Пелопса] Желая испытать, действительно-ли боги бывают у него в гостях, Тантал подал им в качестве жаркого своего сына Пелопса. Одна только Деметра съела плечо, которое потом у Пелопса было заменено искусственным из слоновой кости.
ГЛАВА 55. …Фаэтонт]. Известный миф об этом несчастном сыне бога солнца, попросившем у отца, в доказательство своего происхождения, поездить один день на его колеснице. Он не справился с этой задачей и зажег землю, почему Зевс поразил его молнией и низринул в реку По (древн. Эридан). Сестры Фаэтонта от чрезмерной тоски по нем превращены были в тополей, а слезы их в янтарь. «Фаэтон» — лирич. трагедия в 5 д., с прологом. Музыка Люлли ; слова Кино (с балетом). Париж 1683. Худеков, II 273.
ГЛАВА 56. …Гесперид] Дочерей Атланта, заботившихся о сохранности золотых яблок, подаренных Землею Гере в день ее свадьбы с Зевсом. Стражем этих яблок был змей Ладон.
…бремя Атланта] Державшего свод небесный.
Гериона] Этот чудовищный человек, состоявший из трех тел, сросшихся вместе, начиная с живота, жил на крайнем западе в Океане на острове Эрифии и владел большими стадами, угнанными у него Геркулесом, который убил и самого Гериона, пытавшегося отбить свой скот.
ГЛАВА 57. …Кэнея] Девушку, которую по ее просьбе Посейдон превратил в мужчину и сделал неуязвимым.
…Тиресия] Он был превращен в женщину за то, что ударил в лесу жезлом двух змей, и оставался в таком виде семь лет, а на восьмой увидел тех же змей, снова ударил их и вернул себе мужеский пол. Призванный быть судьей в шутливом споре Зевса и Геры, кто больше получает наслаждения в любви — мужчина или женщина, Тирезий решил дело в пользу Зевса, за что Гера ослепила его, а Зевс сообщил дар прорицания.
ГЛАВА 58. …Мирру] Которой гневная на нее Афродита внушила любовь к родному отцу. При помощи старой няни, Мирре удалось сойтись с отцом и забеременеть от него. Спасая Мирру от преследования отца, боги обратили ее в одноименное душистое дерево, после чего уже у нее родился сын — прекрасный Адонис. Он возбудил соревнование двух богинь Афродиты и Персефоны, которые поделили его так, что полгода он проводит в преисподней, а полгода на земле. Это сказание древние часто приурочивали к Ассирии. Ср. издаваемый среди сочинений Лукиана трактат «О Сирийской богине», гл. 6, где говорится, что ассирияне один день плачут об Адонисе, а на другой день заявляют, что он жив. Ср. известную книгу Fгazеr’a Adonis Attis Osiris. (1906). «Венера и Адонис» балет М. 1784. — «Адонис и Венера» балет Морелли. М. 1785. VI. 5. В. Всеволодский-Гернгросс, стр. 5 и 13.
…Селевк] Разумеется Селевк I Никатор, один из наиболее могущественных полководцев Александра Великого. Сын Селевка Антиох (а не Антипатр, как у Лукиана) влюбился в свою мачеху Стратонику и умирал от страсти. Узнав об этом от врача, отец уступил жену сыну. Эта романическая драма — тоже сюжет исторический (третий после Клеопатры и Поликрата). На эту историю намекает Гете в «Ученических годах Вильгельма Мейстера» VIII, 10 (Собрание сочинений в переводах русских писателей. Изд. 2-ое. Т. IV, стр. 389).