музыка Кампра. Париж 1712. Худеков, II 275 (ср. 257). — «Сети Вулкана» — балет Блаша, выдержавший безостановочно 150 представлений. Худеков, III 93 (где и рис.). Он был поставлен у нас в СПБ. в 1833 г. Сильво, стр. 47. — «Les amours de Vénus ou les filets de Vulcain» — программа небольшого балета у Новерра III 169−175». — «Любовь Марса и Венеры или Сети Вулкановы» — балет в 1 д., соч. Бернаделли. Москва 1819 (нет у Сильво). Ежегодник, 1900−1901, 2, стр. 107.
…самыми руками своими] По Плутарху («Застольные рассуждения», 747 В) пляска состояла из трех частей : движений (наши «па»), положений или поз и указаний или жестов. И последняя из этих частей была особенно разработана у древних. Ср. Новерр, I 131: «Древние знали лучше, чем мы, искусство жеста, и в этой одной только части пляски они брали верх над новым миром». Ср. у него-же о значении жеста I 9 и весьма любопытный рассказ о Гаррике, до какой высокой степени пантомимического искусства мог он доходить II 191 слл.
ГЛАВА 64. …у Понта] У Черного моря.
…знаками] To-же самое Новерр (I 104) говорит про Гаррика: «Его жесты, его физиономия и его взгляды были так красноречивы и так убедительны, что они осведомляли о происходившем на сцене даже тех, кто не понимал вовсе по-английски».
ГЛАВА 65. …как я сказал] См. гл. 63.
…декламациях] Упражнениях в красноречии на вымышленные темы, которые и перечисляются ниже в словах : «вельмож — земледельцев». Декламации прекрасно охарактеризованы у Буассье в приложении к его книге «Таcitе» (Paris 1903, p.p. 197−235). У Плутарха (см. выше, гл. 63-ю) находим, в pendant к нашей главе, любопытное сравнение пляски с поэзией. Между прочим, там сказано, что «поэзия есть говорящая пляска, а пляска есть молчащая поэзия».
ГЛАВА 66. …плясун только один] Этот эпизод служит одним из главных доказательств в пользу того, что все роли в пантомимах исполнялись одним актером (ср. выше гл. 63-ю, что могло бы быть рассмотрено, как исключительный случай). Здесь же мы, имеем любопытное указание о делении пантомимы на части ; в промежутке между ними плясун и мог менять маски.
ГЛАВА 67. …италийцы] Виланд не без остроумия разумеет под ними италийских греков, тем более, что первые знаменитые представители пантомимы у римлян, Пилад и Бафилл, были, как показывают их имена, греками. Ср. также примеч. к гл. 49-й. Свидетельства о существовании в Риме пантомимы до Августа собраны у Благовещенского, стр. 566 сл.
…поэта] Пиндара, у которого это увещание дает Амфиарай своему сыну Амфилоху. 3оммербродт правильно отмечает, что ударение лежит в стихах на слове все.
…зверя морского] Разумеется полип, как показывает Плутарх в сочинении: «Какие из животных более хитры : живущие на суше или в воде»? гл. 27-ая, где читаем, что полип менял свой цвет умышленно как из опасения преследования, так и с целью схватить то, чем он питается.
…Афамант-Ино] См. гл. 42-ю.
…Аэропой] См. гл. 43-ю
ГЛАВА 68. … звон кимвалов] Кимвалы были музыкальным инструментом, состоявшим из двух круглых частей, которыми ударяли одна о другую. Древним их форма напоминала т. н. пупочную траву (Cotyledon umbilicus), а для нас они очень похожи на известный из элементарной