физики прибор — т. н. магдебургские полушария. Ср. Dictionnaire, I 2, стр. 1698 (рис. 2267).
…Звучный голос актера] Едва ли не правильно 3оммербродт предлагает здесь коньектуру, означающую «гармоничное движение актера».
ГЛАВА 69. …присуща мудрость] Новерр (I 9) выражает ту же самую мысль: «Разве жесты не являются созданием души и верными толкователями ее движений?»
…Лесбонакт] Современник Помпея, пользовавшийся огромным уважением со стороны своих сограждан.
…«рукомудрыми»] О жестах руками применительно к ораторскому искусству много говорит Квинтилиан («Наставл. оратору» XI 3, 85 слл): «С трудом можно сказать, сколькими движениями обладают руки… Ибо прочие части тела помогают Говорящему, а эти, почти можно сказать, говорят сами. Разве не ими мы выражаем требование, обещание, зовем, отпускаем, грозим, умоляем, проявляем отвращение, боязнь, спрашиваем, отрицаем, обнаруживаем радость, печаль, колебания, признание, раскаяние, меру, изобилие, число, время? Разве они не обладают способностью возбуждать, удерживать, одобрять, восхищаться, стыдиться? Разве они не заменяют наречия и местоимения при обозначении мест и лиц? Поэтому при столь сильном различии языка у всех народов и племен жесты руками представляются мне речью общей для всех людей. И эти жесты, о которых я сказал, естественно совпадают с самими словами, но есть и другие, которое обозначают предметы подражанием им, например, если ты обозначишь больного тем, что станешь, на подобие медика, руками щупать у него пульс, или кифареда тем, что сложишь пальцы на подобие ударяющего по струнам. Жестов такого рода надо возможно больше избегать во время речи, ибо оратор должен возможно дальше отстоять от плясуна, чтобы жест его (оратора) гораздо больше сообразовался со смыслом, чем со словами. Так обычно поступают и актеры, которые хотят внести несколько более важности в свою игру». Таким образом отсюда можно заключить, что пантомима была пластическим толкованием текста и стремилась воспроизвести пред глазами все его подробности. Ср. Dictionnaire, IV I, стр. 318. Вместе с тем данный длинный пассаж Квинтилиана наглядно показывает неосновательность замечания М. Л. Беккер — О. Кан. в статье «Сецессионизм в искусстве танца (Ежегодник, 1910, VIII, стр. 56): «Среди народов древности только этрусски и египтяне ценили мимику и выразительность движений рук; в греко-римском же искусстве это наблюдается только там, где есть наличность этрусского влияния». Не говорю уже о том, как трудно было бы авторам доказать влияние этрусков на греков. — Что касается нового балета, то напомню любимую поговорку известного Дюпре: «Танцовать можно ногами, хорошо же танцовать можно только руками». Худеков, II 325. Соответственно с этим и у Новерра (II 140) читаем: «Ничто не содействует так изяществу и прелести, как движение рук, комбинированных с наклонениями головы и положениями ног», и т. д., где дан ряд интересных, но чисто технических подробностей.
… Тимократ] Философ родом из Гераклеи Понтийской (в М. Азии, на берегу Вифинии, н. Eregli).
ГЛАВА 70. … Платон] В «Политике или государстве» (IV 436−441, ср. Сочинения Платона, переведенные с греч. и объясненные проф. Карповым. Изд. второе, испр. и дополн. Часть III. СПБ. 1863, стр. 229: «Тем же ли самым делаем мы каждое (дело), или, так как у нас три (природы), то одною одно, — познаем, то есть, тем, гневаемся этим в нас, а похотствуем