2-й половине V в. до Р. Хр. Технические подробности о телосложении плясуна см. у Новерра I 115 сл.
ГЛАВА 76. …Антиохии] Главного города Сирии на реке Оронте.
…Астианакт] Малолетний сын Гектора. Ср. знаменитую сцену прощания Гектора с Андромахой и Астианактом в VI песни «Илиады» (ст. 392 слл.).
…Капаней] Один из семи богатырей, ходивших на Фивы (ср. гл. 43-ю).
…сценические подмостки) Они появились только в римском театре. В греческом театре пляска происходила в т. н. орхестре. Ср. С. О. Цыбульский. Оркестр, сцена, театр в «Бирюче» № 7, 16−22 декабря, стр. 29.
ГЛАВА 77. …легко подвижным] Ср. у Новерра (I 15) перечисление достоинств, необходимых для осуществления «механизма танца».
ГЛАВА 78. движений руками] По-гречески cheironomia, слово, допускающее разные значения. Афиней (XIV 631 с) цитует свидетельство знаменитого теоретика греческой музыки, Аристоксена, по словам которого хирономией называлась даже пирриха. Но Гермес считался, покровителем гимнастики вообще, а Полидевк (по-латыни Поллукс) и Геркулес — кулачных боев.
…Геродоту] История, I 8. То же повторяет Гораций в «Искусстве поэзии» 179 слл. (перевод М. Дмитриева) :
«Действие или на сцене или бывает в рассказе.
Что к нам доходит чрез слух, то слабее в нас трогает сердце,
Нежели то, что само представляется верному глазу,
И чему сам свидетелем зритель».
ГЛАВА 79. …образумиться] Конечно, сильная гипербола.
…печально] Ср. Либаний (стр. 466), гл. 115: «Хочешь узнать, как сможешь поднять душу, подавленную печалью, и облегчить ее? Взяв человека, лишившегося самых дорогих ему родственников или денег, или ставшего жертвою крайнего издевательства, или побитого, веди его в театр, покажи ему при посредстве плясуна древние царства сокрушенными и облегчишь его. С тиранов перенеси его мысль на веселые процессии и праздники и скоро увидишь, как уныние его проходит, если и не все, то в значительной степени. Поэтому плясун немного уступает в помощи горюющим ритору».
…поэта] См. «Одиссею» IV 220 сл.
…слезы зрителей] Об этом свидетельствует и первый христианский апологет Минуций Феликс («Октавий» 37, 12): «Изнеженные танцоры… ложным страданием и пустыми жестами и знаками вызывают ваши слезы». Фридлендер, стр. 599 сл. Такое же действие оказывал и новый балет. Так, в Милане, в 1779 г., в балете Angelica е Wilton были такие трогательные сцены, что зрители проливали слезы, глядя на пантомимные действия артистов. Худеков, III 97. То же было и при представлении балета Дидло «Венгерская хижина» (Глушковский в «Пантеоне» 1851, кн. 4, стр. 4−5).
…в Ионии] О сладострастии ионийских танцев говорит Гораций (оды, III 6, ст. 21 слл., перевод Порфирова) :
«Чуть дева подросла — с охотою прилежной
На ионийский лад торопится плясать, —
И пляшет, и поет, — еще порою нежной
Готова о любви запретной помышлять».