1.
(Городское открытое письмо).
16-го марта [1878 г. Москва].
Писемский[1] просит Вас приехать к нему завтра (17 Марта), часу в 1-м утра. Он именинник, — он просит также передать его приглашение Пелагее Антиповне.
Преданный Вам
А. Островский.
16 марта.
На обороте. Модесту Ивановичу Писареву. Остоженка, Штатный переулок, дом Протасьева. Почтовый штемпель: Москва. 1878, 17 Марта.
2.
Москва 12 января 1884 г.
Многоуважаемая
Пелагея Антипьевна,
В Петербурге я так был занят, с утра и до ночи, что не имел, при всем моем желании, никакой возможности повидаться с Вами[2].
[1] А. Ф. Писемский (ум. 1881) знал и ценил Писарева и Стрепетову, как исполнителей созданных им ролей Анания Яковлева («Горькая судьбина») и Бургмеера («Ваал») и Лизаветы («Горькая судьбина»); последняя роль — Лизаветы — была лучшею в репертуаре Стрепетовой; в ней она увековечена и в знаменитой картине Репина (воспроизведение ее см. в ж. «Артист» 1891 г. и в «Ежегоднике имп. театров», сезон 1905–1906 гг., приложение, с. 1, и объяснительная заметка — с. 193–196). Талант Стрепетовой впервые был оценен именно Писемским, назвавшим артистку «Мочаловым в юбке». М. И. Писарев познакомился с Писемским у Островского в Москве, еще в бытность свою гимназистом, в конце 1850-х годов (М. В. Карнеев «Модест Иванович Писарев. Биогр. очерк.» СПб. 1893, с. 5). В октябре 1876 г. Писемский писал И. С. Тургеневу: «…В Артистический кружок приглашен провинциальный драматический актер Писарев, молодой еще человек, обладающий прекрасною наружностью и довольно сильным внутренним огнем» (см. Полн. собр. соч. А. Ф. Писемского, т. I, 1895; цит. по «Ист. вестн.» 1912 г., № 7, с. 125). В 1870-х гг. Писемский жил в своем доме на Поварской, в Борисоглебском переулке.
[2] С 1 декабря 1882 по 1 декабря 1891 г. Стрепетова служила на Императорской сцене в Петербурге.