В средине пятидесятых годов Сухово-Кобылин задумал первую свою комедию. Пытался ли он что-либо писать до того времени, нам ничего неизвестно. Литературная работа начата была «шутки ради», но, видимо, впоследствии увлекла и серьезно заинтересовала его. Есть основание думать, что первоначальная редакция «Свадьбы Кречинского» была составлена за границей; окончательную же отделку пьеса получила тогда, когда автор ее находился в заключении, в тульской тюрьме.1 Явилась она результатом наблюдения автора над современной русской жизнью. «Среди старожилов города», — сообщала в 1900 году газета «Северный край», — до настоящего времени сохранились сведения о подробностях той семейной эпопеи, которая дала мысль А. В. Сухово-Кобылину нарисовать типическую фигуру Кречинского и его шулерскую проделку с солитером Лидочки Муромской. Многие из характерных черт комедии взяты из ярославской жизни, близко известной автору — местному землевладельцу».2 Даже фамилия Кречинский напоминает Крысинского3, главного героя указанной эпопеи.
Из другого источника нам известно, что Крысинский долгое время жил в Ярославле, где с ним встречался и Сухово-Кобылин в семье местного помещика Ильина5, давшей ему материал для создания Муромского и Атуевой; прототипом же Расплюева послужил некий певчий Ярославского архиерейского хора Евсей Крылов6, состоящий при Крысинском во время его пребывания в Ярославле, биллиардный игрок и шулер, покончивший весьма печально свою жизнь в начале шестидесятых годов в Ярославле, после одной шулерской проделки с актерами местного Teaтра на биллиарде в гостинице «Столбы».4
Постановка на сцене «Свадьбы Кречинского»11 доставила Сухово-Кобылину немало забот и неприятностей.15 Когда комедия зимой 1855 года предложена была для бенефиса А. М. Максимову7, тот наотрез от нее отказался: «Грязная пьеса», мотивировал он свой отказ: «выведены какие-то каторжники, на которых нельзя смотреть без отвращения, и я вовсе не желаю быть ошиканным». С такою оценкой согласился и А. Е. Мартынов8. Один только Ф. А. Бурдин9 остался при особом мнении, предсказывая пьесе большой успех.10
Скептически отнеслись вначале к «Свадьбе Кречинского» и московские театральные знаменитости. Тем не менее решили в конце концов поставить ее в бенефис Шумского12. Сделано это было, вероятно, под давлением общественного мнения, так как незадолго перед тем она читалась в различных кружках и возбудила много толков, которые в целом клонились в ее пользу.13 Такие толки проникли даже в печать. «Недавно, — писал некто П-ъ в «Московских Ведомостях», — мы имели удовольствие слушать чтение одной комедии, написанной г. Сухово-Кобылиным, и были приятно поражены ее достоинствами… Поздравляем нашу литературу с замечательным приобретением: характеры в комедии очерчены ярко и рельефно, интрига весьма занимательна, хотя автор нисколько не думал прибегать
Шепелев Николай Дмитриевич, двоюродный брат матери А. В. Сухово-Кобылина, один из владельцев Выксунских заводов и знаменитого Выксунского театра. Драматург посвятил ему пьесу "Смерть Тарелкина".
С. А. Переселенков цитирует фрагмент из вступительного слова А. В. Сухово-Кобылина, предваряющего текст пьесы "Смерть Тарелкина" и адресованного Н. Д. Шепелеву 20 февраля 1869 г. (Сухово-Кобылин, А. В. Картины прошедшего. — Л. : Наука, 1989. — С. 139.)
"А. В. Половцеву он говорил, что «Свадьба Кречинского» написана за границей, а Юр. Беляеву, что окончил эту пьесу и создал лучшие сцены в ней в тульской тюрьме. Мы имели в руках печатный экземпляр книги «Картины прошедшего» с собственноручными поправками автора. Они свидетельствуют, что последний, как большинство настоящих художников, тщательно и кропотливо работал над отделкой своих произведений, придавая значение часто даже, по-видимому, незначительным мелочам. К такому заключению мы пришли, сравнивая разные издания его пьес, которые постоянно более или менее видоизменялись, очевидно, не в силу только одних внешних условий — цензурных или приспобления к сцене". — Примечание автора.
Беляев Юрий Дмитриевич (1876—1917), театральный критик, драматург;
Половцев Анатолий Викторович (1849—1905), историк, заведующий Общим архивом Министерства императорского двора.
"О том, каким должен был бы, по замыслу автора, явиться перед зрителями Расплюев, см. ниже" — Примечание автора.
А. С. Переселенков в тексте примечаний ошибочно указывает номер газеты.
Вероятно, автором статьи является Е. М. Феоктистов.