ным. На днях я прочел, что в бенефис Варламова многие зрители вставали во время хода пьесы и уходили из театра. До того им было скучно. Вот вам и хваленый автор». Юр. Беляев. «У А. В. Сухово-Кобылина» — «Новое Время» 1899 г., № 8355.
[44] А. А. Голомбиевский. «Драма в жизни писателя» — «Русский Архив» 1910 г. № II, стр. 243–290. Статьи П. Б. и П. Б. Россиева — там же, № VI, стр. 315–319. «А. В. Сухово-Кобылин: I. Из письма профессора Н. Н. Любавина к издателю «Русского Архива». II. «Все о той же сухово-кобылинской драме», заметки А. М. Рембелинского. III. «Дополнение» — там же, № VII, стр. 447–456. А. Рембелинский. «Еще о драме в жизни писателя» — «Русская старина» 1910 г., № V, стр. 269–283. — «Еще про yбиениe француженки Симон-Деманш» — «Русский Архив» 1910 № VI, стр. 636.
[45] «Русская Старина» 1910 г., № V, стр. 284–288.
[46] Роман Сухово-Кобылина и Деманш красиво рассказан в статье В. М. Дорошевича «Дело об убийстве Симон-Деманш» («Россия» 1900 г., № 500). К сожалению, неизвестно, имели ли место в действительности подробности, сообщаемые здесь, или они являются созданием поэтического воображения автора.
[47] «По городу, можете себе представить, жалуется Атуева Елькину, такие пошли толки, суды да пересуды, что и сказать не могу: что Лидочка и в связи-то с ним была, и бежать-то с ним хотела, и отца обобрать — это все уж говорили, так что и глаз показать ни к кому не возможно было». «Дело» действие первое явление 1-е.
Не пощадила Сухово-Кобылина людская молва и в другом отношении. Одно время говорили, что он никогда не мог написать «Свадьбы Кречинского», потому что был безграмотен, и что название комедии списано с произведения какого-то малоизвестного французского писателя. «Ежегодник Императорских Театров. Сезон 1905–1906 гг. Приложение. Стр. 27.
[48] «К биографии А. В. Сухово-Кобылина». Сообщ. барон Н. В. Дризен. — «Исторический Вестник» 1903 г., № IV, стр. 221.
[49] Кроме непосредственных впечатлений, Сухово-Кобылин, создавая драму «Дело», пользовался сведениями, сообщаемыми ему другими. Так рассказ Ив. Сидорова о том, как с ним чуть не приключилась беда на ярмарке (V-e явление в первом действии), передан был ему М. С. Щепкиным. Другой рассказ того же Сидорова (там же), по свидетельству Сухово-Кобылина, представляет случай, действительно имевший место и рассказанный ему купцом Сорокиным в Петербурге в 1848 году. Печатный экземпляр книги «Картины прошедшего» с собственноручными заметками автора, из библиотеки покойного В. В. Протопопова. С ним мы имели возможность ознакомиться благодаря любезному содействию А. С. Полякова. См. также Библиотека В. В. Протопопова» СПБ. 1912 г. Стр. 26–28.
[50] Сравн. И. В. Гессен. «Судебные реформы», СПБ. 1905.
[51] «Вестник и Библютека самообразования 1903 г., № 20.
[52] Первоначально эта драма напечатана была за границей.
[53] 31 августа на Александринском театре, а затем возобновлялась: 11 октября 1896 г. и 3 сентября 1903 г. Шла она также и на Михайловской сцене. «Ежегодник Императорских театров». Сезон 1902–1903 гг. Приложение 3-е. Стр. 71–72 и Сезон 1903–1904 гг., стр. 17–19. Здесь жe переименованы фамилии артистов и артисток, последовательно исполнявших роли в этой драме. Входило несколько раз «Дело» в репертуар государственных театров и за последние годы.
По словам П. П. Гнедича, пьесу Сухово-Кобылина, эту «жертву, столько времени томившуюся в Главном Управлении по Делам Печати, впервые вырвал из чиновничьих когтей» А. А. Потехин. «Хроника русских драматических спектаклей на императорской петербургской сцене 1881–1890 годов» — «Сборник историко-театральной секции». Т. 1. Петроград, 1918. Стр. 13.
[54] П. П. Гнедич полагает, что «Дело» в восьмидесятых годах прошлого столетия оказалось еще недоступным большинству публики, воспитавшей свои вкусы на