Несколько мыслей о старинном русском театре.
Статья В. Н. Перетца.
I.
Наблюдая пути литературного, художественного творчества мы намечаем их два: путь медленного создания новых художественных ценностей путем естественной эволюции и — другой путь, усеянный перерывами основной традиции вследствие вторжения традиции чуждой литературы, иногда близкой, иногда далекой. Это вторжение вызывает катастрофические изменения в течении эволюции и создает такие продукты творчества, которые могут быть объяснены лишь как результат подражания, более или менее близкого перевода, комбинации элементов чуждой литературы с своим, хорошо знакомым, в духе его, но с сохранением комбинации элементов своих и чужих более или менее заметным.
Сказанное вполне применимо и к истории русской драматической литературы XVII−ХVIII в.в. и к истории театра в России вообще. Естественный ход развития театра в России предполагал бы тот же путь, который мы видим и в античном мире, отчасти — средневековой Европе, где литературная драма возникает из синкретического действа и из религиозного обряда. Но Русь подобного пути не прошла и естественно выросшей, своей, не заимствованной драмы — не знает. Попытки возводить начало русского театра, сложившегося в конце XVII ст., к народному хороводному действу — невозможны. О деятельности носителей «народной драмы» скоморохов — мы знаем очень мало, и то, что знаем — не укрепляет нас в мысли искать у них зародыша первых сценических представлений на русской почве.
История русского театра знает несколько пьес, преимущественно «разбойничьего» романтического характера. Но эти пьесы — частью восходят к обработкам переводных романов начала и средины XVIII в., частью — представляют собою инсценировку литературных произведений более близкой к нам эпохи (напр. «Братьев разбойников» Пушкина). История на-