воспроизведении, была несложна и комбинировала ряд вариаций в одном зачарованном круге.
V.
Русский старинный театр до недавнего времени изучался лишь с одной стороны — со стороны историко-литературной, при том и то односторонне, именно в отношении источников пьес старинного репертуара. Это была первая очередная задача, и можно только приветствовать труды Тихонравова, Морозова и немногих их последователей. Но все прочее, относящееся не столь к истории драматической поэзии, сколь именно к истории самого театра, изучалось у нас случайно и неглубоко. Несколько публикаций об устройстве театра, о бутафории и костюмах, о выписке актеров — вот и все, что осталось от архивных разысканий ученых XIX ст. Этому были и свои причины: театром, собственно историей драмы, занимались у нас исключительно историки литературы, чуждые театру, как таковому. Вот почему едва ли не впервые серьезно обратил внимание на театральную сторону старинной драмы только проф. Резанов (в своем обширном исследовании «Школьная драма и театр иезуитов»), использовав отчасти данные заграничного школьного театра XVII в. для объяснения театральной обстановки и иконографии некоторых персонажей русской драмы конца XVII — начала XVIII вв. Для времени, немного более близкого к нам, для средины XVIII в. довольно, много было сделано г. Всеволодским-Гернгроссом, работы которого, не взирая на некоторые дефекты, в свое время и мною отмеченные, все же остаются крупными и значительными приобретениями для истории русского старинного театра. Им недостает некоторой систематичности, нет своего рода «стержня», основной идеи, но материал, собранный трудолюбивым и знающим театральное дело автором, всегда будет иметь цену.
И невольно, при мысли о систематическом изучении судеб старинного театра в России, всплывают в уме вопросы, на которых стоит остановиться.
1. Выяснена ли точно библиография старинного русского театра? Попытки для такого выяснения были, но в каком отношении можно верить им? Ведь возможно, что по рукописям в старых сборниках находящихся в библиотеках и архивах частного характера, да и в официальных архивах — таятся еще и до сих пор пьесы, недоступные пока глазу исследователя: счастливые находки последних лет — гг, Богоявленского и Шляпкина, дают основание думать, что мы знаем далеко не все, что заключалось в старом репертуаре — конца XVII и начала XVIII вв. Что же касается средины XVIII в., то с этого времени и до конца века лежит громадное количество пьес в рукописях, в Библиотеке Гос. театров, и кто знает, когда сведения о них попадут в печать. А пока этого не сделано, пока этот обширный материал не вовлечен в научный оборот, мы не можем сказать с уверенностью, что знаем наш старинный театр.
2. Изучена ли сюжетность драмы старинного русского театра? Безусловно мы должны дать отрицательный ответ. А без выяснения ее мы