лишены возможности судить об интересах и вкусах и старых драматургов и их зрителей. Но эта работа возможна лишь при наличности ответа на первый, выше мною поставленный вопрос.
3. Изучен ли литературный стиль пьес? А ведь без этой подготовительной работы мы, во-первых, не всегда можем разобраться в датировке пьес, не имеющих точного, документального приурочения к определенному времени. Во-вторых, мы лишены возможности судить, какими сторонами своего творчества авторы воздействовали на зрителей, вызывая у них эстетические эмоции.
4. Далеко не выяснены также соотношения многих пьес с западноевропейской и польской драматургией; не определено — кроме некоторых пьес старинного украинского репертуара — это соотношение и на русской почве. А ведь в XVIII в. каждый брал свое добро там, где находил его; понятия о литературной собственности не были еще так строги, как в последующем веке, и степень самостоятельности многих пьес и их эпизодов — требует внимательного разъяснения, и при том не только в целях историко-литературных: готовые повторения — будь то целые сюжеты, будь то детали, отдельные положения (ситуации), отдельные тирады, меткие слова — все это играет роль и не малую при том и по отношению к чиста театральной стороне дела.
5. Старинный театр в России хотя и был явлением заносным, но все же творцы его обладали некоторым запасом более или менее сознаваемых теоретических представлений о задачах театра, о построении пьесы, о реализации замыслов автора актером, режиссером и другими тружениками театра. Знать теоретические основы театра необходимо для здравой и исторически верной оценки его. Ведь подходить к оценке старинной пьесы с нашим, современным критерием — вещь бессмысленная: смешно думать, что люди жившие и творившие два столетия и более тому назад могли руководствоваться теориями нашего времени. Стало быть необходимо воскресить, воссоздать теоретические воззрения на искусство театра, на построение и исполнение драмы, существовавшие во все главные моменты старинного театра и уже по мерке, созданной современниками его — ценить его достоинства и недостатки. Такие теоретические и исторические статьи есть, их стоит извлечь из области забвения, как и старейшие театральные рецензии несколько позднейшей эпохи, также почти неиспользованные. Тогда то мы получим прочный исторический базис для эстетической оценки старинного театра.
6. Много труда потребуют вопросы об устройстве и организации театра, об актерах, их культурном и образовательном уровне. Чтобы понять сущность того процесса, которым двигался у нас старинный театр, надо знать условия, в которых шла жизнь его деятелей; надо знать и тех, кто был самым значительным участником в этом процессе, наших первых актеров и их ближайших преемников, создавших определенную сценическую традицию, по-видимому, не всегда и не во всем совпавшую с тако-