вою же заграницей. Здесь мы должны охватить разнообразнейший материал — начиная с данных о происхождении актеров, их образовании, быте, положении в обществе и службе — и кончая оценками их сценического творчества, дававшимися современниками, и анализом техники их игры, если позволит материал. Все это — получит особую цену и значение, если мы изучим также культурный уровень той среды, в которой они действовали и вкусам которой зачастую подчиняли свое вдохновение и творчество. Здесь историк театра соприкасается с историком культуры вообще, с психологом, а это, конечно, еще более усложняет конечную задачу его исследования.
7. Старинный театр, как мы уже сказали, почти совсем не изучен со стороны режиссерской: мы почти незнаем, как ставились пьесы. Более того — мы почти ничего не находим в известных работах по истории старинного театра в России — относительно приемов игры, как средства вызвать те или иные эстетические эмоции у зрителя. А между тем материал для этого есть на лицо. Правда, в одних пьесах его очень мало, зато в некоторых как напр. в «Акте о Колендре и Неонильде» — его дано с избытком много: Это — режиссерские пометки, сопровождающие текст сплошным комментарием. На основании их можно составить довольно отчетливое представление и о постановке пьесы, о бутафории, о костюмах и главное — о технике актерской игры. А зная уже об устойчивости сценических приемов в конце XVII и начале XVIII вв., мы на основании анализа данных нескольких пьес этого момента будем вправе заключать с достаточною вероятностью, как играли актеры данной эпохи.
8. Вопрос о взаимодействии зрителей и актеров ставился в последние годы не раз. Старинный театр и с этой стороны предлагает любопытный материал. Перед многими пьесами мы находим предисловия, — обращения к зрителям; в иных случаях —встречаем подобного же рода послесловия. Анализ их будет полезен для решения поставленного вопроса.
С углублением в историю старинного театра, количество таких вопросов будет, вероятно, умножаться. Но решение их всегда будет зависеть от решения первого вопроса в связи с деятельными архивными разысканиями.
В. Перетц.