создавал те или иные образы, где он находил материал для своих исторических хроник и пьес[1].
Усердно и много занимался А. Н. Островский и переделками. Он хорошо знал иностранный репертуар, интересовался новинками и следил за выходящими за границей драматическими произведениями.
Комедия «Пока», по мнению Островского, не переделка, а заимствована им. Было бы весьма кстати установить степень заимствования и наглядно убедиться, как под пером А. Н. Островского французская комедия превратилась в чисто русскую. К сожалению, неблагоприятное время для занятия в наших библиотеках не дало возможности автору настоящего предисловия произвести детальные библиографические справки. Удалось просмотреть только Bibliographie de la France за 10 лет (1866–1875), но пьесы «Еn attendant» за это время напечатано не было. Не узнали мы до сих пор и автора комедии.
Все это заставляет нас в благоприятном будущем еще раз вернуться к нашим изысканиям, чтобы подробнее остановиться на этом произведении Островского. Из письма к Бурдину мы знаем, что пьеса должна быть одноактной, такой, видимо, она была во французском подлиннике.
Поставить комедию в Александринском театре А. Н. Островскому не удалось. Впервые она шла в Москве 18 января[2], как значится в объявлениях — в «пользу г-жи Васильевой» [3], на сцене Малого театра, во второй — 21 числа. После третьего представления — 23 января — пьеса была снята с репертуара и больше уже на сцене не появлялась. С постановкой комедии в Москве А. Н. Островский сильно торопился. 21 декабря «Пока» прошло общую цензуру, а 22, т. е. на другой день ее одобрил к представлению на сцене Театрально-литературный Комитет.
В журнале Комитета, хранящемся теперь в Архиве Петербургских Академических театров, комедия значится, как «переделка с французского А. Н. Островскаго» [4]. В объявлениях московских газет имя автора не упоминается.
Возможно, что сам автор сознавал, насколько слабо его произведение, писанное торопливо и недостаточно отделанное. «Пока» стоит ниже
[1] О «Рукописях Островского» имеется статья П. В. Безобразова («Истор. Вестн.», 1890, февр.) и ряд статей Н. П. Кашина в «Ежегоднике Имп. театров», «Журнале М. Н. Пр.» и в «Изв. Отд. Русского яз. и словестности». Статьи изданы отдельно под названием «Этюды об А. Н. Островском». 2 тома. Москва, 1912, 1913 гг. См. также выше названные статьи Б. В. Варнеке.
[2] «Московск. Вед.» 1874, № 14, от 15 января. Никаких отзывов о первом представлении не нашлось, нет в объявлении и распределения ролей. В библиотеке Академических театров программ московских театров за 1874 год не имеется.
[3] Екатерины Николаевны, вдовы знаменитого Сергея Васильевича Васильева.
[4] Рассматривали пьесу: Предс. П. И. Юркевич, помощник И. А. Манн, начальник репертуара П. С. Федоров, члены литераторы А. П. Милюков, А. Н. Майков, члены артисты А. А. Яблочкин и А. А. Нильский. Подпись Майкова под протоколом отсутствует.