этот долг. Знаю, что, ни владея ни средствами, ни качествами для этого необходимыми, приветствие мое будет сухо и бесцветно; но знаю также и то, что в этом случае я не должна бояться строгого осуждения и смело могу рассчитывать на полную снисходительность. Иван Иванович! Подготовленных фраз у меня нет. Все, что я могла вам сказать — вылилось от чистого сердца: здесь говорит одно только чувство глубокого уважения и искренней нашей к вам любви. Хотела бы я передать вам и нашу радость, видя вас с нами в этот торжественный для всех нас день, и наши задушевные вам при этом пожелания, но не умею, и потому заключаю свое приветствие словами нашего даровитого товарища-артиста:
Праздник артистический
Дорог тем для нас,
Что он здесь составился
Именно для вас,
Кто полвека ревностно,
Честно прослужил
И на трудном поприще
Нам примером был.
Дай тебе Бог здравия,
Долгих мирных дней!
Чтоб был вечно памятен
Нам твой юбилей!
«После Жулевой»,— рассказывает Сосницкий, — «Аграфена Матвеевна Сабурова, которая вместе со мною воспитывалась и перешла в 1809 году в Московскую школу… Она поднесла ото всех дам, на подушке, лавровый венок, сверх которого лежал плоский серебряный венок вызолоченный, где на каждом листке вырезаны имена участвующих, и сказала очень мило маленький привет: «Друг, товарищ и благодетель мой, — прими от нас слабый знак нашего к тебе уважения, и дай Бог, чтоб Он еще продлил твой век на добрые твои дела и на пользу молодого поколения, которое могло бы пользоваться твоими советами»… Тут Линская что- то сказала, не помню; так меня сконфузила и в ноги мне кланялась, и ловила руки целовать; не забудьте — в зале до двухсот человек зрителей и полные хоры посторонних дам — всю обедню испортила!…»
Текст этих двух приветствий в альбомах не сохранился.
«Потом», — пишет Сосницкий, — «подошел ко мне немецкий актер Толлерт, депутатом от немецкой труппы, и читал мне что-то, однако видно хорошо, потому что общее браво раздалось в зале».
Это стихотворение An Ssossnitzki. Zur Jubelfeier seiner fünf zigjärigen künstlerischen Wersamkeit den 22-sten März 1861. Нач.:
Wo Bussland Dir in Kunstgeweihten Hallen
Ein Denkmal gründet der Unsterbliehkeit.